— Слава богу, возле гуманитарного университета рекламу на украинском повесили. Еще несколько лет назад предвыборные обещания на москальском везде лепили, — крестится женщина в вышиванке и платке. Держится за 100-метровый украинский флаг.
Стяг несут по проспекту Александра Суворова — центральной улице Измаила участники фестиваля "Дунайская Сечь".
В райцентре на Одесчине мероприятие проходит с 2014-го. В том году в Измаиле активизировались антиукраинские силы. Хотели образовать Придунайскую Бессарабскую республику. Сепаратистов выгнали. Организовали в честь этой победы фестиваль украиноязычного рока.
— Не бибикайте под руку, — женщина в вышиванке поворачивается к черному авто, которое едет за участниками шествия. — Потому что если мы здесь не будем ходить с флагом — где вы свои сосиски и сардельки продавать будете, на которых на машину заработали.
Заводит песню "Ой у лузі червона калина". Ее подхватывают другие участники шествия.
— Может, вокруг администрации походим? — спрашивает мужчина в черной вышиванке.
— Типа обряд экзорцизма проведем? — улыбается дама в платке. — Чтобы дух советчины до конца уже из кабинетов и голов выветрился?
— Становитесь к флагу, — кричит прохожим депутат-"свободовец" 36-летний Виктор Кривенко.
Женщина с окрашенным в розовый волосами подводит сына лет 7. Оба берутся за край флага.
— Папа, ты сепаратист, или что? К нам иди! — машет отцу.
На центральной сцене поет группа "Друже музыко" из Одессы. Его лидер 37-летний Максим Трубников в прошлом году получил звание "Учитель года". Преподает музыку в одесской гимназии, изготовляет старосветские кобзы.
— Из исторических источников узнали, что на улице Малой Арнаутской в Одессе в конце XIX века существовала кобзарская мастерская. Восстановили ее, — рассказывает. — Вместе с группами "Тень Солнца", "Гайдамаки" в 2014-м создали "Музыкальный батальон". Ездим на восток и юг Украины. Делаем все, чтобы украинскую Бессарабщину (Бессарабия — историческое название земель между Черным морем и реками Дунай, Прут, Днестр. — ГПУ) никакие сепаратисты не могли перетянуть на свою сторону. Мы из Одессы, ближайшие соседи — больше людей здешних чувствуем. Они здесь тщеславные, рьяные, искренние. Играем бессарабские мотивы в украинской обработке. На концертах местные даже бандеровскую "Лента за лентою" подпевают.
На бис исполняет песню "Камуфляжне серце" певица из Ровно Христина Панасюк, 30 лет. Написала ее в 2016-м.
— Тогда в который раз пригласили выступить на Донбасс, — рассказывает. — Имела подряд много концертов, новых знакомств с воинами. Возвращалась домой поездом. Дошла весть, что в батальоне, который меня приглашал, есть потери. Всю дорогу проплакала. Записала мысли в блокноте. Вспомнила фразу "контузия болью", которую когда-то услышала от военной журналистки Ирины Баглай. Поняла, что эти слова полнее всего передают мои чувства. То, что происходит с людьми, которым болит эта война, иначе не назовешь. Теряем лучших. Сердца становятся камуфляжными. Главное, чтобы эти потери были небесполезными. И чтобы мы о них помнили — постоянно исполняю песню в разных местах Украины.
— Привить любовь к государству — единственный путь выхода из рабства, — говорит кобзарь, лауреат Шевченковской премии 67-летний Василий Нечепа. — Делаем это песней. Она имеет наработанную веками уникальную духовность. Когда-то выступал в Норвегии без переводчика. Пожилые люди плакали, не понимая слова. Наша народная песня из сплошной тоски, трогает души разных народов. А еще и незаурядное оружие. В российском Петербурге в 2013-м выступал на уличном бесплатном концерте. В Киеве уже начался Майдан. Спел "Дивлюся на небо" Михаила Петренко о любви к Украине — и сорвал шоу. Толпа двинулась к сцене. Двоюродный брат кричал: "Вася, беги со сцены, порвут". А люди просто ближе подходили, чтобы слова расслышать.
Рок-фестиваль "Дунайская Сечь" длился 28–30 июня. Его посетили около 14 тыс. людей. Выступили 18 групп из Украины, Беларуси, Эстонии.
Комментарии