На столичном букинистическом рынке на Петровке большинство книжек продают по 3–20 грн. Попадаются антикварные издания по 1000 грн.
В будни покупателей немного. Двое продавцов поставили вместе несколько ящиков и собирают на них пазлы. Другие сортируют книжки в своих палатках. Если появляется покупатель, его тихо спрашивают, что ищет. Тогда ищут среди изданий нужное или громко зовут: "Гена, у тебя что-то о лечении геморроя есть?"
— Лучше всего берут Шекспира и Булгакова, — говорит 65-летний Александр Дробин. — Из украинских спрашивают "Историю казаков" Яворницкого. Самые дорогие книжки Лины Костенко. Она принципиально не брала награды и не переиздавала свои произведения. Их очень мало, цены на них не падают ниже 150 гривен. Ценятся путеводители, атласы, история древнего мира, книги по ювелирному делу. Цена на них колеблется от 100 гривен.
Самое дорогое издание стоит 1000 грн.
— Это "Плодовое садоводство". Ему свыше 100 лет, — Константин Шкурко достает из ящика грубый том с пожелтевшими страницами. — Фотографировать не дам, очень дорогое. Такие экземпляры коллекционеры собирают. По государственным стандартам, антиквариатом считается книга 50-летней давности. Но коллекционеры ценят только дореволюционные. Более новые на порядок дешевле.
Книжки по 3 грнлежат в ящике. Среди них — детская литература советских времен. Сверху - глянцевое издание о Леонардо Ди Каприо.
— Цена определяется спросом. Что чаще всего спрашивают, то и дорожает, — объясняет Константин. — А что никому не нужно и лежит годами, спускаем по мизеру.
Двое священников в рясах более часа ищут нужную литературу. Покупают с десяток книжек. Им наперебой несут издание мормонов, литературу о том, можно ли верить церкви, и церковные молитвенники. Покупатели отказываются от всего.
Гитлера "Майн кампф" не достанешь. Она хотя и не запрещена, но никто не хочет иметь мороку с проверками
— Мы из пресс-службы нежинской епархии Украинской православной церкви, — говорит архимандрит 38-летний Афанасий. — Ищем словари правописания. Сегодня купили книжек на 100 гривен.
Достает из черного пакета "Трудности русского языка", "Орфографический словарь".
— Недавно купили "Трудности украинского языка" за 15 гривен и украинские словари, — добавляет протоиерей 30-летний Олег. — Искали энциклопедический справочник Черниговщины 1992 года, но не нашли. Еще хотели "Христианскую этику" купить, и тоже не было.
Невысокий белокурый продавец Станислав первым подбегает к пенсионерам, которые в сумках приносят старую литературу. Сдают по 5–10 грн.
— У Стасика книги не вмещаются в палатку, поэтому он их складывает прямо на улице и накрывает полиэтиленом, — говорит 62-летний Геннадий Чуйко. — Иногда подходят покупатели, спрашивают что-то. Я вижу по его лицу, как он мучается. Знает, что книга есть, но понимает, что в тех завалах он ее не достанет. Между тем кто-то другой переманивает клиента.
Вячеслав Пушкарев, 62 года, продает музыкальную литературу и пластинки.
— Студенты приходят, коллекционеры. Пластинки недорогие, от 5 до 50 гривен. Самые дорогие — немецкие и американские, их же тогда контрабандой провозили. Я сам когда-то коллекционировал, было больше 20 тысяч. Теперь понимаю, что не нужно было так много, вот и продаю. Некоторые просто нравиться перестали.
11-классник Глеб Савченко ищет "Холодный яр" Юрия Горлиса-Горского. Его приглашает к своим книгам Александр.
— Теоретически найти здесь можно все, — пересматривает издание в ящике Константин Шкурко. — Правда, "Майн кампф" Гитлера не достанешь. Она хотя и не запрещена, но никто не хочет иметь мороку с проверками. Еще лишат права торговать.
Слышали, что комитет по морали признал книжку Ульяненко "Женщина его мечты" аморальной. Но у нас ее и не было. Очень новая. Сюда попадают издания, которые хоть раз читали.
Комментарии