— Если бы не знал, что я на Бирючем — подумал бы, гора строительных материалов. А это инсталляция чешского художника Яна Здворака. Создал ее из окон, дверей, кусков стены. Хочет проследить, как меняются вещи под воздействием времени, — говорит художник 27-летний Игнат Соломко. Показывает из машины на большие деревянные рамы справа от дороги.
Едем на международный симпозиум современного искусства. 12-й год проходит на полуострове Бирючий в Азовском море. Единственный способ добраться — собственное авто или попутка. Местный егерь на "Ланосе" подобрал нас в поселке Степок Акимовского района на Херсонщине.
Участники симпозиума живут на советской базе "Золотой берег". Это небольшие деревянные дома. В двухэтажной кирпичной бывшей столовой расположены мастерские.
— В последнее время территорию начали активно выкупать. Особенно после того, как забрали Крым. Здесь чистое море, но неудобно добираться, — рассказывает соорганизатор симпозиума Елена Сперанская, 31 год. — Популярным Бирючий стал из-за того, что проводим самый большой в Украине симпозиум современного искусства.
Оставляем вещи и идем в мастерские с дизайнером Анастасией Михеенко. Там уютно, прохладно. При входе — плакат, стилизованный под советский: "Художник! Прежде, чем взять в руки кисти — хорошо подумай, нахрена?"
В комнате — киевский художник 53-летний Владислав Шерешевский.
Приглашает посмотреть серию работ, которые создал за пять дней на Бирючем. Все — на морскую тематику. Держит кисти, вытирает руки о красную футболку. На животе — разноцветные пятна от краски.
— Хотел поработать рядом с юными коллегами, "напиться молодой крови", — говорит Шерешевский. — Пока они доехали, я 10 картин нарисовал. Встречаем молодых теперь только в баре. Но мы с Матвеем Вайсбергом долго по вечерам не сидим.
— Видели, вы фото в соцсетях выкладываете, как на рассвете бегаете по берегу моря, — говорит Анастасия Михеенко, 34 года.
— Летаем с Вайсбергом, как птицы, — отвечает Шерешевский. — А если вечером, как свинья — то утром, как птицы, не выйдет.
После заключительной акции на Бирючем Владислав Шерешевский отправит картины по почте в Киев на персональную выставку. Откроют в будущем месяце в киевской галерее "Белый свет".
Художник 58-летний Матвей Вайсберг живет с Владиславом Шерешевским в одном доме в Киеве. Дружат почти 20 лет. Поехал на симпозиум за компанию.
Заводит нас в мастерскую. На стенах — акварели с пейзажами Бирючего.
— Рисую на рассвете и вечером на пляже. Подходят отдыхающие, разглядывают. Несколько раз просили нарисовать портреты детей. Соглашаюсь. Прошу, чтоб приходили вечером — приятнее свет. Удивляются, что не беру за это деньги.
На обед идем в "Бирюк-бар". Встречаем киевского скульптора Назара Билыка, 38 лет. Справа от дороги — его робота. Игральные кости полметра в высоту.
— Имеет название "Случайности", — объясняет Назар Билык. — Кто-то оставил бетонные сваи под будущий дом. Они показались мне художественными. Раскрасил их так, будто кто-то бросил игральные кости. Работа — о неслучайных случайностях в жизни каждого из нас.
Назар Билык приезжает на Бирючий пять лет подряд.
— Работу, которую считаю определенным "этапом творчества", тоже создал здесь, — продолжает Билык. — В 2014-м после оккупации Крыма и Донбасса установил над берегом металлический знак препинания — "кавычки". Попытался подвергнуть сомнению красоту природы, небо, теплое море, пляж, весь мирный ритм жизни. Ведь буквально в 200 километрах от места нашего симпозиума идет война. И вся беззаботность нашего положения относительна.
Спрашиваем, что создал на симпозиуме в этом году.
— Завершаю куб из полиэфирной смолы, — говорит Назар Билык, допивая кофе. — Внутри пластика — морские волны. Назвал работу "Хождение по воде". Обращаюсь к библейскому рассказу о чуде. В последнее время мы все реже употребляем это слово.
Запорожский художник 59-летний Владимир Гулич перерисовывает с планшета собственную скульптуру.
— Сделал ее из мусора, который собрали на местной косе, — рассказывает Гулич. — Мы рассортировали 100 мешков отходов. Для проекта понадобились два. Имели проблемы с коммунальными службами, чтобы вывезти отребье.
12 лет назад Гулич вместе с киевлянином Геннадием Козубом основал симпозиум на Бирючем. До этого пробовали делать фестиваль на острове Хортица в Запорожье.
— Международный симпозиум — это нормальная практика во всем мире, — продолжает Владимир Гулич. — Во времена "застоя" была творческая "дача Репина" в Тверский области России. Туда попадали через Союз художников. Если ехали пейзажисты, никто другой не мог попасть. Я возмущался: "Если художественную академию закончил, то как думаете, пейзаж осилю?" Не пускали. На Бирючем художники разных направлений могут делиться опытом, работать в неформальной обстановке. Такое общение повлияло на мое творчество. Начал работать с современными техниками, заниматься медиа-артом.
Вечером художники собираются на пляже. Играют ди-джеи.
На песке сидит итальянский художник Франко Ариаудо. Одна из его работ задала тему нынешнего симпозиума — "Бег по воде".
— Исследую необычные виды спорта, — говорит 38-летний Ариаудо. — Я определил, бегать по воде — возможно. Необходимо лишь создать соответствующие условия. Сделал чертеж тренажера. Доделаю его здесь, на Бирючем. Хочу показать: невозможные на первый взгляд вещи в действительности можно воплотить. Главное — хотеть этого.
В этом году на симпозиум современного искусства "Бирючий" приехали 30 художников из Украины, России, Италии, Германии.
Комментарии