- Монашки и хоккеисты слиплись! Растянитесь немножко вверх, - кричит помощница режиссера 65-летнего Михаила Ильенко. 26 февраля в национальном музее Пирогов снимают финальную сцену его новой картины "Толока".
- Пропустите, осторожно! - с горки спускаются три лыжника с винтовками для биатлона. Первый едва не переезжает пса. На тропе, ведущей под гору к хате, цепью растянулись сверх полсотни взрослых и детей. Актеры одеты в народные строи, костюмы Деда Мороза и Снегурочки, ангелов, монахинь и солдат советской армии.
- Стоп! Станьте, пожалуйста, обратно на свои места! - говорит в микрофон Ильенко.
- Моя роль даже для меня загадка, - поправляет рога между первым и вторым дублем 30-летний Александр Лавич в костюме оленя. - Понимаю, что через эту хату проходит много людей: хоккеисты, клоуны - мистика какая-то. Не впервые снимаюсь в фильме, где не знаю, кого играю. Но когда смотрю готовую ленту - все становится ясно.
На картину потратят 28 млн грн - средства распределили поровну Госкино и компания "Ильенко Фильм". Режиссер говорит, сюжет можно рассказать за 20 с. В его основе –стих Тараса Шевченко "У той Екатерины хата на помосте". Он написан в 1848-м, имеет 66 строк. За девушкой ухаживают трое казаков. Она говорит, что выйдет за того, кто привезет ее брата из крымского плена. Двое погибают, а третий возвращается с братом. Но оказывается, что это не родственник, а любимый девушки. Мужчины решают не ругаться из-за женщины, отсекают ей голову.
Сцену завершают с третьего дубля. Режиссер просматривает отснятое на экране, актеры готовятся к следующему кадру.
- В театре есть выход на поклон. Вот и я захотел сделать это в фильме - еще раз показать всех, кто прошел сквозь эту хату, - говорит Ильенко.
- Сначала был "Тот, Кто Прошел Сквозь Огонь", а теперь "Те, кто прошли сквозь хату", - шутят ассистенты.
- Ну, где-то так, - смеется режиссер. - Действие фильма охватывает 400 лет, 14 фрагментов из истории нашей страны. Почти у каждого из нас есть хата в селе, из которой мы вышли. Вот ее надо помнить. И у меня такая есть. Я не в ней родился, но вышел из нее. И пока украинская хата была под крышей, она никогда не была "скраю". Это она с ондулином (современный кровельный материал. - "ГПУ") такой стала. В древние времена толока была священным обычаем. На пожарище за несколько дней появлялся новый дом. Его строили силами всего села. Даже если бы мы были в страшной ссоре, вы пришли бы ко мне на толоку. Хочу, чтобы этот фильм объединил украинцев.
Главную героиню играет дочь режиссера - балерина 33-летняя Иванна Ильенко. Это уже третья роль в фильме отца, где её героине не везёт в любви. Лента должна выйти в прокат в марте следующего года - к 200-й годовщине со дня рождения Тараса Шевченко.
- Хотим подарить вам очень важный предмет, без которого точно не снимете это кино. Настоящее режиссерское кресло, - съемочная группа вручает Ильенко высокий деревянный стул. На спинке старинным шрифтом написано "Михаил Ильенко".
- У меня никогда такого не было. Страшно как-то. Надо тренироваться на него садиться, - режиссер крутит подарок в руках, потом осторожно усаживается. - Ну, теперь я уверенно могу кричать: "Мотор"!
Что здесь думать - брать ружье надо
Сверх полсотни актеров снялись в массовке для финальной сцены ленты "Толока".
Киевлянка Людмила Пахалок, 62 года, в старинной одежде осторожно сбегает с горки. Держит корзину с яблоками, на шее вместо бус вязанка искусственного лука. В массовке участвует с юности. Первый ее фильм - "За двумя зайцами".
- Перехожей там была. Потом окончила институт, вышла замуж, родила ребенка, начала работать - и не было времени. После снималась в "Матче смерти", "Страстях по Чапаеву". Телевизор почти не смотрю. Но политика затянула, политические шоу люблю. Ситуация у нас, что здесь думать - брать ружье надо. Ну да ладно, я пенсию получаю, в массовках подрабатываю. А молодежь нигде не устроена.
Комментарии