- Украинцы - очень танцевальный народ. Все красивые, длинноногие, - говорит грузинская балерина Нина Ананиашвили, 49 лет. 12 марта она танцевала главную партию в балете "Баядерка" на сцене Национальной оперы. 19 марта Нина отпразднует 50-летие.
- Один друг сказал: "Нина, ты как коньяк. Чем больше в возраст входишь, тем дороже становишься", - рассказывает балерина. - У меня каждый день на счету. Выкладываюсь полностью, потому что не знаю - а вдруг завтра решу остановиться? Каждый мой спектакль может быть последним.
"Баядерка" тоже?
- Конечно, я уже 30 лет на сцене. Это большой срок. Не думаю, что в моем возрасте кто-то бы еще "Баядерку" танцевал. В таких сложных спектаклях трудно участвовать, сложно удержать классическую форму. На "Баядерку" согласилась еще и потому, что подумала: "Как жаль, у меня такие красивые костюмы! Неужели я их никогда больше не надену"! Эскизы к ним сама разрабатывала. Это все ручная работа, все пришито. Хотя сейчас, как правило, детали приклеивают, как аппликацию. В изготовлении одежды участвовала вся моя семья. Мама делала браслеты, даже брат и папа плели корзинку. Змею для танца я искала почти натурального вида по грузинским базарам. Хожу от палатки к палатке, у всех спрашиваю: "У вас змеи нет"? Все меня узнают. Берутся за головы: "Нина на базаре змею ищет"! Начали за руки меня растягивать: "У меня самая лучшая змея"! Хорошо, что сейчас - год змеи. Этим оправдывалась.
Почему такие недешевые билеты - до 3 тысяч гривен?
- Балетное искусство - дорогое удовольствие. В Тбилиси некоторое время народ настолько не ходил на балет, что театр для приманки закупал чешское пиво. Анонсировали, что бесплатно будут раздавать его в антракте. Зрители спрашивали: в первом или втором антракте? Отвечали, во втором - чтобы досидели. А были времена, когда конная полиция окружала оперный театр, чтобы публика не уходила раньше. Балерина получает меньше, чем спортсмены. Это только потому, что в спорте большая реклама. А я все время говорю руководителю вашей оперы: "Денис, давай сделаем рекламу какой-то спортивной марки, возьмем деньги". Спортсмены могут что-то продавать. А мы ни черта не можем. А вдруг получится.
По сколько часов в день занимаетесь для поддержания формы?
- День на день не похож. Все зависит от репертуара. Сейчас я не так много репетирую. Когда-то в месяц танцевала по 15 представлений. Но даже сейчас минимум три-четыре требую. Иногда артисты заходят в театр в десять утра, а выходят в 23.00. Но мой педагог говорила: "В зале будет хоть один человек, который впервые пришел на балет. Должна танцевать так, чтобы он пришел еще".
Правда ли, что артисты балета почти ничего не едят?
- Все индивидуально. Я никогда не была худой. Ем немного - и сразу полнею. Но ем хорошо и сытно. Иногда приходится садиться на диету. Чтобы быть легкой для партнера, нужно владеть техникой. Раз я сделала в Тбилиси такое шоу: борец меня с места не мог сдвинуть, хотя он 200-килограммовую штангу толкает. А худенький артист балета меня не одной руке поднял. Не в весе дело, а в виде. Если ты тяжелая, но грациозная - это красиво. Сейчас тенденция: все танцовщицы длинные. Конечно, тогда они должны быть худыми, чтобы партнер мог справиться с ними. В идеале, балерины должны быть невысокими. Раньше все были низенькими и легкими, но не худыми. Тогда костлявость считали некрасивой. Жаль, что я не в то время родилась.
1,5 миллионов гривен вложили в постановку "Баядерки" в Национальной опере. Спектакль стал самым дорогим в репертуаре театра. Новую редакцию балета сделала 72-летняя американская балерина русского происхождения Наталья Макарова.
Денис Матвиенко купил 20 билетов на свою премьеру
От укуса ядовитой змеи в балете "Баядерка" умирает танцовщица Никия. Её подложила дочь богатой раджи из ревности. Соперниц в представлении сыграли грузинская балерина 49-летняя Нина Ананиашвили и прима Нацоперы Елена Филипьева, 42 года. Их любимого воплотил художественный руководитель балетной труппы Денис Матвиенко, 34 года. Билеты по цене от 70 до 3 тыс. грн раскупили за неделю до спектакля.
- В Тбилисской опере артистов балета 70, у нас 170. И дай Бог, чтобы у нас одна большая премьера и две маленьких прошли. В Грузии - ежегодно пять, в частности три большие, - говорит Денис Матвиенко. - Театр - это не стадион. Здесь 1200 мест. Удивлялся, почему на премьерный спектакль "Баядерка" 14 февраля билет стоил 300 гривен. На свою премьеру купил 20 билетов. Я мог вообще три ряда выкупить. Так дешево оценивать нашу работу считаю неуважением. Даже на рядовой спектакль "Лебединое озеро" у нас билеты по 600 - 800 гривен.
Комментарии