"Туристы преимущественно вытаптывают газоны и клумбы, когда хотят сфотографироваться или сократить путь, — рассказывает 70-летний Иван Косенко, директор дендропарка "Софиевка" в Умани. — А вот местные крадут и портят растения в парке почти на 50 тысяч гривен ежегодно. Выносят все — от рассады до земли с клумб".
Четыре года подряд неизвестные разбивают скульптуру Эврипида в дендропарке. В прошлом году хасиды пытались похитить статую Аполлона Бельведера, но не донесли и оставили.
— Спокойно жить людям мешает металл из парка. Не успеваем ливневки заказывать. Раньше ездили на пункты сбора металлолома искать их. Сетку из ограждения просто кусками вырезают. Кто-то залез в наш магазин и вынес саженцев почти на 7 тысяч гривен, — говорит Иван Семенович. — Крадут саженцы и в рассаднике, и в парке. Охрана просто не может охватить всю территорию. Этим воры и пользуются. Иногда крадут экземпляры, которые наши сотрудники привозили из-за границы по одному растению для разведения — они уникальны. В этом году решили создать сад магнолий. Посадили 14 деревьев. За одну ночь кто-то выкопал 10. В настоящий момент такая магнолия стоит 350 — 400 гривен за штуку.
Уманчане часто набирают землю с клумб дендропарка, потому что уверены, что в ней хорошо будут расти цветы в вазонах. Крадут и только что высаженные цветы. Некоторые обрубаюет кору на соснах и 200-летних дубах — для лекарств.
— У нас нет таких случаев, чтобы что-то крали, — рассказывает 53-летний Игорь Ренькас, генеральный директор Шевченковского национального заповедника в Каневе. — Знаю, что туристы набирают в мешочки землю с Тарасовой горы. В частности, так делали канадцы.
В музее трипольской культуры в селе Легедзином Тальнивского районау туристы еще ничего не крали.
— Лет 15 назад, когда проводили раскопки трипольских домов под Тальянками, имели неосторожность оставлять экспонаты под открытым небом, — рассказывает директор музея Владислав Чабанюк, 45 лет. — Тогда они исчезали. В настоящий момент все что раскапываем, сразу фотографируем и забираем в хранилища. Музей еще не работает. Но и там все экспонаты находятся под стеклом, поэтому что-то украсть сложно. Иногда туристы отбивают куски глины от трипольского дома.
Посетители гостиниц области крадут полотенца, бьют стаканы и рвут простыни.
— В 1990 годах иногда полотенца пропадали, а так тогда нечего было красть, — рассказывает работница гостиницы "Умань", представляться отказывается. — Нищета была, в номер страшно зайти. О душе я просто молчу. Пришел новый владелец, и теперь гостиница уже становится похожа на гостиницу. А стаканы как били, так и бьют. Парочки в номерах иногда простыни порвать могут. У меня сестра когда-то в столовкеработала, так крали вилки и ложки. Хлебницы исчезали. Они тогда с кумой себе посуды тоже набрали. Начальству говорили, что побилась.
Сняла с унитаза освежитель и пыталась вынести его в сумке
— После банкетов не досчитываемся вилок, ножей, ложек, — говорит заведующий комплекса "Заречье" в Манькивке Татьяна Грабова, 29 лет. — Пропадают даже солонки.
В жашковской гостинице "Киев-S" постояльцы периодически крадут полотенца.
— Был случай, когда посетительница сняла с унитаза освежитель и пыталась вынести его в сумке, — рассказывает администратор Татьяна, 22 года. — Крадут преимущественно вилки, ножи и стаканы. Иногда воров ловим на горячем.
Уманчанка Анастасия Крива, 24 года, раньше крала в развлекательных заведениях туалетную бумагу:
— Когда открылся спорт-комплекс, ходили с подругой туда отдыхать и по приколу крали туалетную бумагу. В настоящий момент бывает забираем зонтики для коктейлей и зубочистки.
Комментарии