Обязательные карточки для владельцев скутеров и велосипедов внедрила два месяца назад Черкасская госавтоинспекция. Она первой в Украине сделала это, потому что почти вдвое увеличились количество аварий при участии двуколесных транспортных средств. Большинство потерпевших не имеют при себе документы. Поэтому сложно установить их личности.
Правилами дорожного движения предусмотрено, что органы местного самоуправления могут внедрять карточки водителя мопеда и велосипеда.
— Это неконтролированная группа водителей! Кто хочет, тот катается. И под хмельком случайно, — рассказывает инспектор ГАИ 44-летний Сергей Гливенко. — Дети по 7–8 лет летают по дорогам. А управы на них нет. Потому что по закону несовершеннолетние наказания не несут.
На штрафплощадке областной госавтоинспекции почти 10 мопедов и скутеров. Две недели их никто не забирает. В другом конце за сеткой стоят мотоциклы и сбросанные на кучу велосипеды. Они здесь по несколько лет. Побитые тоже никому не нужны.
— Летом по 15–20 штук за день привозили. А теперь один-два. На них ни номеров, ни года выпуска, — Гливенко осматривает со всех сторон скутер с надписью "Салиент", заглядывает под бак. — Привозят из Кореи, Китая. Там они уже свое отъездили. Продают без документов. С неполадками, плохим светом. А ночью это опасно.
Чтобы забрать транспорт, следует заплатить штраф от 17 до 68 грн, сдать тесты и получить карточку.
— На карточке записаны фамилия, имя, год рождения, местожительство, телефон и группа крови, — работник областной ГАИ Василий Рябоконь, 45 лет, показывает карточку из плотной белой бумаги размером 15х10 см. На обратной стороне — выписка из правил дорожного движения. — Если у человека есть права водителя, ему карточка не нужна.
В областном управлении и районных отделах ГАИ для водителей скутеров и велосипедов открыли курсы. Их посещают и задержанные скутеристы, и добровольцы. Приглашения прийти послушать лекции и сдать тест инспекторы ГАИ раздают всем водителям.
— Когда соберется не менее пяти человек, то с 16-ти читаю полторачасовую лекцию. Рассказываю об основных дорожных знаках, как переезжать перекресток, об указаниях регулировщика, — говорит Василий Рябоконь, который в неделю проводит 2–3 занятия. — Бывает, говорят: "Зачем мне ваша лекция, я и сам знаю." Пожалуйста, бери и сдавай тест. Не сдашь — будешь слушать и через пять дней пересдавать, — отмечает Рябоконь.
Лекция, тесты, карточка и взятие транспорта на учет обходится приблизительно в 30 гривен
В тесте 10 вопросов. Если на 8 ответ правильный, водитель получает карточку. "Добровильщикам" лекция, тесты, карточка и взятие транспорта на учет обходится приблизительно в 30 грн. Если сдает нарушитель, платит еще и штраф.
На скутер выдаются четырехзначные номера на клейкой ленте размером в половину обычного номерного знака. Их прилепливают спереди на щитке.
Если водитель потерял карточку, будет пересдавать тест и получает новую. Так же и тогда, когда нарушил правила.
Уже выдали 1,3 тыс. карточек. Патрульные могут остановить водителя и проверить наличие документов. Если их нет, нужно заплатить штраф от 3 до 8 грн.
Сейчас на скутеры сезонные скидки. Новый можно приобрести за 2,5–3 тыс. грн. Б/у стоит от 1, 2 тыс. Самые популярные китайские фирмы "Фармер" — от 2,5 тыс. грн.
Черкащанин Андрей Макиевский, 23 года, купил новый скутер " хонда" в апреле. Работает торговым представителем на фирме. Должен ездить по магазинам.
— Сейчас не часто сажусь за руль. Холодно, — признается. — Езжу осторожно. К карточкам отношусь негативно. Нет на это время. Может, весной.
У 20-летней Юлии Федоровой из Черкасс тоже нет карточки на скутер:
— Это правильно, что их вводят. Потому что много аварий. Сама видела, как в центре города какой-то мужчина на таком драндулете разбился.
Велосипедисты в селах о внедрении карточек не слышали.
— Ничего не знаю об этом, — удивляется жительница Багачевки Звенигородского района 42-летняя Антонина Полищук. — Сколько себя помню, езжу на велосипеде. Еще такого не было.
Секретарь Легедзинского сельского совета 48-летняя Екатерина Ткаченко замечает, что в селе велосипеды имеют полсотни людей и никаких карточек.
— Зачем мне те права? Хоть у нас и проходит по селу трасса, но еще никого не сбивали на велосипеде. Не пойду я по ту карточку.
Чаще всего скутеристи травмируются летом
В больницах потерпевших в авариях скутеристив в настоящее время нет. А летом, говорят медики, было много.
Когда-то на велосипедах много травмировалось, а теперь — на скутерах, — замечает врач-ординатор травматологического отделения областной больницы 52-летний Олег Иванов.
Часто мопедисти и скутеристи убегают с места происшествия. В черкасском микрорайоне Мытница водитель скутера наехал на пенсионерку. Но получила переломы, черепно-мозговую травму.
Скутер у него новый. Обошли все салоны, но выяснили, кто владелец. Скрывался по гаражам, — говорят в ГАИ.
Комментарии
1