48-летний Владимир Галь из Монастырища своим самым любимым творением считает мини-трактор.
— Сколько себя помню, всегда тянуло к изобретательству. Собирал велосипеды с двигателями, мотоцикл с коляской, токарный станок. Трактор собрал в 1983 году. Рулевую колонку отдал друг от "Опель Кадета" 1936 года выпуска. Двигатель выменял за новую швейную машинку супруги "Чайка". Она долго плакала, но таки отдала. Бампер у моего трактора — от "Форда", фары — от " лендкрузера". Вместо сигнала — пионерский горн. Вообще я подсчитал, что свой трактор собрал, используя запчасти с 70 видов техники. На изобретение не потратил ни копейки. Трактор и сейчас не нуждается ни в каких расходах. Уже пять лет работает не на солярке, а на отработанном масле.
К трактору есть плуг, приц еп, культиватор. Раньше Галь подрабатывал, обрабатывая огороды. Сейчас работает на местной станции техобслуживания слесарем.
В 1997-ом Владимир Галь победил на областном конкурсе изобретателей-рационализаторов. Однако обещанной премии — 1000 грн — так и не получил.
— Я и не знал ничего. Тогда был в Москве на заработках. Жена и мой друг, услышав о конкурсе, вытолкали трактор из гаража. Со всех сторон сфотографировали и отправили фото. Потом узнаю, что стал победителем.
24-летний Алексей Ганшин из поселка Буда Чигиринског района сделал веломоби ль. Называет свое изобретение лежачим велосипедом.
— На нем езжу в Черкассы. Трачу 2,5 часа. Машины по дороге сигналят, — смеется Алексей.
В Буды Ганшин переехал три года назад. До этого пор жил в Донецке.
— Идея сесть на велосипед пришла в Холодном Яру, — вспоминает. — В этих местах райская природа. Сам Бог велел ездить медленно, дышать полной грудью чистым воздухом. Сначала ездил на обычном велосипеде. За 3,5 часа добирался в областной центр. Уставал, нетренированный же был. Потом с женой Кариной ездили вместе. Но она двигалась медленнее, и приходилось ее ждать. Тогда и вызрела мысль о том, что лучше бы я те педали за двоих крутил. Так надумал сделать веломоби ль.
Алексей смастерил свой первый веломоби ль из подручных материалов.
Полулежачая посадка в веломобиле меньше утомляет
— Сначала он был трехместным, а позже сделал двуместный. Это уже девятый. Назвал его народный автомобиль "Велодример". Он разбирается, можно перевозить в машине или поезде. Недавно сделал вот этот одноместный с багажником. Полулежачая посадка в веломобиле меньше утомляет. Здесь работают только ноги, а руки держишь на руле без любого напряжения.
Модели Ганшин проектирует на компьютере.
— Если бы было предложение от какого-то предприятия или фирмы, то я с удовольствием разрабатывал бы для них новые модели.
60-летний Владимир Залевский из Каменки конструирует легковые автомобили, приусадебную технику.
— В 1986 на базе "Опеля Адам" и " волги" сделал автомобиль "Эра". Рама из металла, а двери, крылья, верх из стеклопластика.
Мужчина несколько месяцев ездил в техслужбу областной Госавтоинспекции, чтобы зарегистрировать авто.
— Каждую субботу оббивал кабинеты, — вспоминает. — Тут подходит начальник техслужбы, спрашивает, почему постоянно приезжаю. Показал "Эру". Тот отправил меня в Каменку. Через несколько дней двое инспекторов приехали домой, вручили все необходимые документы.
Когда подорожал бензин, Залевский смастерил более экономный автомобиль — "Эра-2". Купил старый двигатель, ходовую от "москвича", двери от "запорожца". Сконструировал электрооборудование.
Кроме авто, сделал два трактора и мотоблок.
— Тракторы продал, потому что не выгодно ими обрабатывать приусадебный участок в 10 соток, негде развернуться. А вот мотоблок — незаменимая вещь на маленьком огороде. В прошлом году с женой Татьяной испытывали на посадке картофеля. За час соток пять обработали. Под лопату тратили минимум полдня. Родственникам помогли.
Владимир Залевский говорит, что мотоблок обошелся ему в 3 тыс. грн. Новый китайский такого класса стоит свыше 15.
Жалуется, что на изобретениях не разбогатеешь. Труда вкладываешь много, а потом еще и не зарегистрируешь.
— Никому ничего не нужно. Поэтому и живем так.
Комментарии