С 1 сентября этого года автомобили, произведенные за рубежом, будут облагать утилизационным сбором. Привлеченные от него средства потратят на строительство утилизационных предприятий, где будут перерабатывать старые машины.
Это предусматривают законы о введении утилизационного налога на авто и утилизацию машин. Их на прошлой неделе подписал президент Виктор Янукович.
"Из-за этого законопроекта машины иностранного производства подорожают на 6,6-36 тысяч гривен", - говорит директор компании "Автоконсалтинг" Олег Омельницкий. Он рассказывает о законопроекте и его последствиях.
Существует ли в Украине проблема утилизации автомобилей?
Она не острая. Ведь уровень автомобилизации у нас чрезвычайно низок. В странах Западной Европы на тысячу человек приходится 400-500 машин, а у нас - 150-180. К тому же, из украинских владельцев немногие будут сдавать машину на переработку. Украинцы ездят на них до последнего, пока не развалятся полностью. А при необходимости сбыть старый автомобиль, его можно снять с учета в ГАИ и сдать как металлолом в пункт приема вторсырья. В среднем кузов автомобиля весит 700 килограмм.
Какая тогда главная цель этого законопроекта?
Поддержка отечественных автопроизводителей. Именно они освобождены от уплаты этого налога. По сути утилизационный законопроект создан для того же, что и спецпошлины. Просто называется иначе. Если законопроект составили действительно для заботы об экологии, то критерием определения сбора был бы не объем двигателя, а масса машины и возраст.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Украинские автомобили уже подорожали - Госстат
Почему от этого законопроекта выигрывает национальный автопроизводитель? Приведите примеры.
Украинские автопредприятия освобождены от утилизационного сбора. Это означает, что отечественные машины не подорожают. Сейчас французская "Рено Логан" в базовой комплектации стоит 105 900 гривен, а украинский "ЗАЗ Форза" этого же класса, но в люксовой комплектации - 92 900. Разрыв в стоимости и так велик, а после введения утилизационного сбора станет еще больше. Иномарку будут продавать еще на 8 тысяч дороже и автолюбителю ничего не останется, как купить отечественное авто.
По какому принципу будут рассчитывать утилизационный сбор?
Главным критерием является объем двигателя. Автомобили с объемом двигателя до 1 литра (стоимостью до 110 тыс. грн) и электромобили будут облагаться сбором 4,7 тыс. грн, машины с 1-2-литровыми силовыми агрегатами - 7,37 тысячами гривен, авто с 2-3-литровыми моторами - 14 тысячами, легковые с 3-3,5-литровыми двигателями - 30 тысячами гривен. Утилизационный сбор будет входить в стоимость машины в автосалоне. Им также будут облагаться грузовики, автобусы и спецтехника.
А с владельцев подержанных машин будут брать утилизационный сбор?
Да, он будет больше, чем за новые машины. Например, за иномарку с двигателем объемом до 1 литра придется доплатить 9 500 гривен, с силовым агрегатом на 1-2 литра - 14 тысяч, с мотором на 2-3 литра - 28 тысяч, с двигателем объемом 3-3,5 литра - 30 тысяч. Утилизационный сбор предназначен только для тех иномарок, которые с 1 сентября этого года будут перевозить через границу. Он будет входить в стоимость пошлины подержанных машин. Сейчас она составляет 10 процентов от стоимости машины. С первого сентября будет 10 процентов плюс утилизационный сбор.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Президент ВААИД: закон о утилизационном сборе является политическим
То есть машины подорожают ровно на столько, сколько составляет утилизационный сбор для конкретной модели?
Нет, больше. Из стоимости автомобиля в Украине платят 20 процентов налога на добавленную стоимость. Из-за утилизационного сбора стоимость машины возрастет, а значит, и налог на добавленную стоимость станет больше. То есть машины подорожают на сумму утилизационного сбора плюс НДС.
Когда стоит ожидать подорожания автомобилей?
Сейчас автодилеры будут пытаться ввезти побольше автомобилей до 1 сентября. Думаю, машин по старой цене хватит до ноября-декабря. А уже из этих месяцев начнется подорожание.
Есть ли утилизационный сбор в развитых европейских странах?
Там есть экологический налог. Он составляет 100-300 евро. Налог платят при покупке новой легковушки. Там на владельца старой машины давят экономическими методами - повышают страховой платеж, повышают налоги. Если машина делает большие выбросы или не соответствует современным нормам, водителю не позволяют ее использовать. Ему уже проще ее утилизировать и получить скидку на покупку новой машины.
Какая модель налогообложения владельцев старых машин подошла бы для Украины?
Турецкая. Согласно ей, деньги сбора идут на высадку деревьев и озеленение территории. В Турции за последние годы благодаря этим средствам засадили деревьями сотни километров в горной части Юга. Причем озеленили территорию даже там, где человеку добраться почти нереально.
Комментарии
29