Денис Селезнев
Выбор зла в изобилии предоставляется людям Очень легко: ровен путь и обитель его совсем близко, А преддверием доблести пот установлен
22.09.2014
1

Конец тарифного социализма в Украине

Как это не удивительно звучит, но до недавнего времени Украина сохраняла много черт социального государства, доставшиеся ей еще со времен СССР. Как минимум, можно говорить о двух сферах, где продолжал сохранятся "социализм" — тарифы ЖКХ и пассажирские перевозки.
Так по состоянию на 2013 год Украина имела самые низкие тарифы на электроэнергию не только в Европе, но и среди стран бывшего СССР. К примеру, по состоянию на ноябрь 2013 года средняя стоимость 1 кВт/ч для населения в Украине составляла около 45 копеек. А в соседней Белоруссии в пересчете на гривны тариф достигал 78 коп. за кВт/ч, в Казахстане 90 коп., в России 1 гривну. Для сравнения, самые дорогие тарифы в Европе установлены в Дании и Германии, где они составляют около 5,5 грн.. То есть более чем в десять раз выше украинских расценок. Причина подобных льгот для украинского населения проста — наличие системы перекрестного субсидирования, которая действовала с 1996 года. По этой системе украинцы платили за электричество втрое меньше, чем украинская промышленность. Соответственно последняя компенсировала то, что недоплачивало население. В той же России эти ставки практически равны, а в Германии наоборот перекрестное субсидирование работает в обратную сторону — населению электричество обходится втрое дороже, чем промышленным потребителям.

Аналогичная ситуация до недавнего времени наблюдалась и в сфере цен на природный газ для населения. По состоянию на конец 2013 года Украина по дешевизне газа занимала 3 место из 32 европейских стран. Самый дешевый газ на тот момент был в Казахстане, в пересчете на гривны стоимость его составляла 0,54 грн. за кубометр, второе место занимала Белоруссия — 0,67 грн., а третье Украина, где средняя стоимость кубометра находилась на уровне 0,93 грн. Россия, крупнейший поставщик газа в регионе, занимала лишь четвертую позиции с ценой примерно 1 грн. Для сравнения жители Швеции платят за куб почти 13 грн., а датчане, греки и итальянцы по 11 грн. Такие цены для украинцев сохранялись не смотря на то, что Украина, вот уже почти десять лет импортировала природный газ по европейским ценам. Поддерживать низкие цены позволял как газ собственной добычи, так и многомиллиардное субсидирование государством, производимое в целях социальной поддержки граждан и по политическим мотивам. В последние годы сумма этого субсидирования достигала 30 млрд грн. в год или около 10% расходной части бюджета.

Еще один элемент социального государства — железнодорожные пассажирские перевозки. На начало 2014 года ежемесячные убытки "Укрзализныци" от низкой стоимости проезда составляли 500 млн. гривен. Всего за последние 5 лет граждане Украины не доплатили 30 млрд. гривен для того, чтобы перевозки пассажиров в Украине стали рентабельными. При чем лишь 10% этой суммы приходилось на льготные категории граждан, остальные 90% в качестве еще одной социальной субсидии получали все остальные пассажиры украинских поездов. Как и в случае с электроэнергией, компенсировать эти убытки приходилось за счет тарифов для промышленных компаний, пользующихся услугами грузовых перевозок.

Идея евроинтеграции Украины должна была избавить страну от "лишнего" социализма. Этого требовали и украинские олигархи, в интересах которых, особенно после кризиса 2008 года, было уменьшение затрат, как на электроэнергию, так и на транспортные услуги. И максимальное перенесение финансовой нагрузки на граждан. С требованиями увеличить тарифы буквально на все, выступал и крупнейший кредитор Украины МВФ, известный своей приверженностью ультралиберальным реформам. Главная финансовая идея МВФ проста — максимально переложить государственные расходы и расходы крупного бизнеса на население. Предыдущее правительство Азарова на протяжении четырех лет откладывало повышение тарифов в первую очередь по политическим мотивам. И вероятно, тарифы все-таки выросли поле очередных президентских выборов 2015 года. Этого требовал и процесс евроинтеграции, в рамках которого, например, в октябре 2013 года был принят закон об отмене в будущем системы перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Кроме того, готовилась и реформа формирования железнодорожных расценок.

Естественно, что украинские граждане, поддерживающие евроинтеграцию, не придавали значение таким мелочам, как тарифы или цены на билеты. Вернее, никак не связывали их между собой. Однако теперь, всем украинцам, вне зависимости от их отношения к идее интеграции в ЕС, придется вероятно навсегда расстаться с социальными льготами в энергетике и транспорте. Нынешнее правительство, уже не имеет таких препятствий, как политическая необходимость выиграть очередные выборы. Все негативные явления, в том числе рост цен, сегодня легко пояснить войной и российской агрессией. Кроме того, Яценюк и его министры, просто не имеют выбора, так как не выполнение условий МВФ по росту тарифов, означает не получение нового кредитного транша и грозит автоматическим дефолтом. Безусловно, политические последствия дефолта куда опаснее, нежели постепенный, хоть и многократный рост тарифов.

Сейчас можно примерно оценить, сколько будет стоить украинцам избавление от тарифного социализма. Так, цены на электроэнергию с 1 июня уже выросли на 30%. Однако, безусловно рост продолжится в самое ближайшее время. Отмена перекрестного субсидирования приведет к повышению тарифов не менее, чем в 3 раза на протяжении 2014-2015 годов. Это увеличит оплату показаний счетчиков для средней семьи, как минимум на 200-300 грн в месяц. И это не учитывая девальвацию и перспективу, при которой уголь Донбасса, будет продаваться Украине не за гривны, как ранее, а за иностранную валюту. Чего полностью уже исключать никак нельзя.

Будут продолжено и повышение тарифов на газ, которые в мае уже выросли в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом. И хотя еще не известно, сколько все-таки будет в будущем обходится Украине российский газ и до какого уровня упадет гривна, газовые тарифы по сравнению с 2013 годом вырастут не менее чем в 2,5-3 раза. Соответственно вырастут и цены на отопление и горячую воду. При самых оптимистичных раскладах те, кто еще недавно платил за ЖКХ 500-600 гривен в месяц, будут вынуждены платить до 1500 гривен. Что уже выше и официального прожиточного минимума, и минимальной пенсии, а кроме того превышает половину средней зарплаты в большинстве украинских областей.

Стоит добавить, что и проезд на железной дороге ожидает та же участь. Так, согласно анонсам самой "Укрзализныци" в результате ряда повышений стоимость билетов в декабре 2014 года по сравнению с декабрем 2013 повысится почти на 30%. А в итоге ряда реформ, в том числе перевода грузовых и транспортных перевозок в ведение различных компаний, проезд повысится до уровня рентабельности, то есть примерно в 3 раза. И все это без учета нарастающей девальвации.

И хотя столь серьезное повышение финансового давления на украинцев сейчас кажется почти недопустимым, опыт Болгарии, Венгрии и Румынии, говорит, что в условия евроинтеграции и дефицита дешевой энергии такое усложнение тарифов является вполне реальным. Таким образом, не вполне осознанно отказавшись от тарифного социализма и рассорившись с Россией, украинцы будут вынуждены либо отдавать существенную часть заработков за энергию и услуги ЖКХ, либо жить в условиях жесткого режима экономии, а кроме того свести к минимум поездки по стране. Естественно, что все эти проблемы, украинцам будут пояснять уже традиционно вражеским влиянием России. Но, как говорится, пояснениями квартиру не нагреешь и воду не закипятишь.

Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

1

Залишати коментарі можуть лише авторизовані користувачі