Стать на защиту Украины в тылу: опыт миллионов британцев
Украинские силы ПВО - просто боги, ежедневно повторяем мы. Но частота и интенсивность российских обстрелов нарастают каждый день, и только вопрос времени, когда у наших защитников не хватит сил и ресурсов, чтобы отслеживать нападения окупантов. И здесь каждый из нас, кто имеет глаза и руки - может пригодиться. Как именно?
В конце мая Украина очутилась под беспрецедентным шквалом воздушных атак. За несколько суток враг выпустил более полутысячи дронов, авиационных и баллистических ракет.
Количество целей и интенсивность ударов бьет рекорды. Конечно, можно ставить вопрос: где наше ПВО, дроны, обещанные президентом и правительством - и ругать американцев с европейцами, требуя от них новые ракеты.
Почему за три года великой войны мы так и не создали общенациональную систему гражданской обороны, подобную той, которая спасла Британию в 1940 году?
А можно задать вопрос по-другому. Почему за три года великой войны мы так и не создали общенациональную систему гражданской обороны, подобную той, которая спасла Британию в 1940 году? Но спросить себя: а каков мой персональный вклад в защиту украинского неба? Ибо, как свидетельствует история, когда идет тотальная война - противостоять угрозе должна вся нация. И такой успешный опыт история знает.
85 лет назад, когда в небе над Лондоном появились первые бомбардировщики Люфтваффе, британцы были готовы коллективно, всей страной противостоять угрозе.
Еще за два года до начала войны министр внутренних дел Сэмюэл Хоар инициировал программу Air Raid Precautions. Это была система гражданской подготовки к воздушным атакам. Уже к 1940 году в рядах ARP было более миллиона человек. Это все были добровольцы, которые, несмотря на основания не идти служить в британскую армию, решили помогать защищать страну другим способом.
Эти добровольцы не имели оружия. Они имели большее: ответственность, стальную дисциплину и любовь...
Мужчины и женщины, студенты, пенсионеры, врачи, продавцы, пройдя соответствующую тренировку, дежурили на крышах, в подвалах, в мобильных пунктах спасения. Их задача заключалась не в том, чтобы стрелять и сбивать самолеты. Их задачей было помогать армии и силам спасательных служб. Так что каждую ночь по четкому графику они по очереди добровольно выходили спасать, извещать, эвакуировать. У этих добровольцев не было оружия. Они имели большее: ответственность, стальную дисциплину и любовь к своим городам и родным.
Наряду с ними действовала другая формация, Royal Observer Corps. Хотя она была создана еще в 1925 году, но активизировали ее с началом войны. Участников называли "радарами из плоти и крови". Это были обычные граждане, которые так же ежедневно добровольно стояли на холмах, крышах и колокольнях с биноклями, визуально фиксировали направление, высоту и количество вражеских самолетов и передавали эти данные в командные центры.
"Гражданская оборона - это когда небо становится твоим делом", - написано на мемориале наблюдателям ROC в Норвиче. И они заслужили эту память. Ведь именно на основании сообщений истребители RAF поднимались в небо, а зенитные пушки Anti-Aircraft Command открывали огонь. Без этих наблюдателей вся система британской ПВО действовала бы вслепую.
В составе ARP работало более 1,5 миллиона человек, в том числе женщины, подростки и пенсионеры. Подготовка стала обязательной для волонтеров
Эти люди имели униформу, противогазы, инструкции, карты, фонари, компасы и бинокли. Их обучали, инструктировали, испытывали в условиях, приближенных к боевым. Очень важно, что всю систему координировали государственные и муниципальные органы власти. Лондон, Бирмингем, Ковентри, Ливерпуль имели свои оперативные центры ARP, работавшие круглосуточно. В составе ARP работало более 1,5 миллиона человек, в том числе женщины, подростки и пенсионеры. Подготовка стала обязательной для волонтеров. Для этого власти развернули сеть мобильных учебных центров, на базе школ и органов местного самоуправления.
Члены ARP и ROC. Они проходили курсы первой медицинской помощи, ориентировки в условиях налета, противопожарных действий. А экзамены сдавали, участвуя в регулярных симуляциях налетов.
Всех снабжали униформой, средствами связи, противогазами, аптечками. Лучшие волонтеры получали почетные знаки отличия, повышения и премии. И хотя Британия потратила на организационные мероприятия десятки миллионов фунтов стерлингов, результат был красноречив - страна устояла.
Почему я считаю, что мы могли бы имплементировать этот опыт в Украине? Потому что у Украины есть собственная форма привлечения гражданских. Добровольческие формирования территориальных общин (ДФТГ). И в случае надлежащего обеспечения они могли бы объединить вокруг себя граждан.
К сожалению, на четвертом году войны в Украине это не сделано. Нет единой программы подготовки, которая включала бы тренировки, дежурство, участие в мониторинге, связи, светомаскировке. Отсутствует или законодательно не урегулирован вопрос централизованного обеспечения добровольцев со стороны государственного или местных бюджетов.
...проблема в том, что никто на уровне государства не говорит людям, что они могут и должны присоединиться к обороне своих городов даже без оружия
Но самая главная проблема в том, что никто на уровне государства не говорит людям, что они могут и должны присоединиться к обороне своих городов даже без оружия. Так что у граждан на одиннадцатом году войны до сих пор нет понимания, что защита их городов - это не задача детей депутатов, чиновников, военных пенсионеров, Трампа, стран НАТО или "любого, лишь бы это не я". Это прежде всего - их личная ответственность. И без тотальной помощи со стороны граждан ВСУ, которые воюют на востоке и юге, очень сложно справиться с растущим ежедневно воздушным нашествием.
На самом деле это несложно, чтобы жители городов объединились для защиты своих жилищ. Даже без оружия могли бы стать глазами неба: вести наблюдение, дежурить в опорных точках с тепловизорами, мониторами, биноклями, передавать координаты, помогать в развертывании ретрансляторов, усиливать коммуникацию с мобильными группами ПВО. Могли бы поддерживать порядок или помогать ГСЧС в эвакуации и спасательных работах.
Конечно, все это нуждается в организации, обучении и ответственном подходе со стороны государства. И так же требует ответственной информационной политики со стороны государства. Это должна быть полноценная агитационно-пропагандистская кампания.
В условиях, когда мы живем в постоянной угрозе с неба, едва ли не единственный механизм противостоять этому - привлечение миллионов неравнодушных украинцев к обороне своих городов. И не стоит говорить, что для этого нет людей в Украине. Эти добровольные функции могли бы выполнять мужчины с бронированием или отсрочкой от мобилизации, студенты и лица, которым еще не исполнилось 25 лет. Также могут помогать женщина и пенсионеры.
Разумеется, сидеть раз в неделю ночью с прожектором и биноклем труднее, чем критиковать всех в социальных сетях. Но так точно больше шансов защитить свой дом.
...не перекладываем ответственность за безопасность на других. История подсказывает: лучшее ПВО - это неравнодушный гражданин
Поэтому не перекладываем ответственность за безопасность на других. История подсказывает: лучшее ПВО - это неравнодушный гражданин. В 1940-м Британия выжила не только благодаря самолетам Spitfire, но и благодаря миллиону людей, которые сказали себе: "Это мое небо, моя страна, мой город, и я буду их защищать". Украине пора сделать так же.
Комментарии