Мыслить на 30 лет вперед - или проиграть России в культурной войне
В чем проблема с назначением музыканта Коли Серги советником министра иностранных дел? Офицер, сознательный гражданин, публичное лицо. Но есть одно, веское и неоспоримое НО. Серга не замечал войны вплотную - до полномасштабного вторжения. Это не клеймо и не обвинение - это маркер того, насколько масштабно и стратегически способен мыслить человек. Насколько он дальновиден. Ведь сейчас Украине критически не хватает культурных стратегий в борьбе с российскими нарративами. В этом случае - вывод очевиден. А как с этим в России?
Вижу, надо писать разъяснения к предварительному сообщению, потому что все забываю о разных информационных пузырьках. Итак, издание "Главком" выяснило, что Николай Серга в декабре был назначен внештатным советником министра иностранных дел.
...он уже во время войны жил в России и не понимал ситуации. Или ему было безразлично... Однако после начала полномасштабного вторжения он пошел в Силы обороны и основал "Культурный десант"...
Сначала о самом Серге. Считаю, что стеба он не заслуживает по многим причинам. Да, он уже во время войны жил в России и не понимал ситуации. Или ему было безразлично. При этом обычно сложно разобраться. Однако после начала полномасштабного вторжения он ушел в Силу обороны и основал "Культурный десант", занимающийся важными делами, в том числе за рубежом.
Также он достаточно, как мне кажется, честно признает прежние ошибки, незаинтересованность политикой, войной и т.д. Объясняет свое поведение без оправданий. Это особенно ценно, потому что так поступили единицы. Сейчас я слышу о нем много хороших отзывов и характеристик.
Вместе с тем, это назначение является очередным и ярким показателем отношения в нашей стране к культуре. Его вы можете наблюдать всякий раз, когда обсуждают возможного кандидата или кандидатку на пост главы Минкульта. Знаете, кого часто называют? Леся Подервянского. Или других деятелей, которых однозначно можно назвать выдающимися и профессиональными. Это режиссеры, актеры и актрисы, певцы и певицы.
...только дело доходит до Минкульта - все рушится. Люди представляют это ведомство как некую художественную резиденцию, с богемными тусовочками и с не совсем серьезными задачами
Но работа министра - это о другом. О менеджменте, бюрократии, стратегии, умении работать с людьми, бюджетами и бумагами. Когда речь идет обо всех других министерствах, людям это понятно. Но только дело доходит до Минкульта - все рушится. Люди представляют это ведомство как некую художественную резиденцию, с богемными тусовочками и с не совсем серьезными задачами. Ну это культурка, что там может быть сложного.
В частности, поэтому у нас многие процессы находятся в настоящей жопе. Особенно - культурная дипломатия. Потому что это очень сложно. И очень комплексно. Нужен большой опыт, чтобы в этом разбираться. Это не только об организации концертов или показах лент. И все не так просто, как обычно кажется.
Даже нечто очевидное. К примеру, та же куча наград фильма "Анора" на Оскарах - результат многих индустриальных и медийных моментов, а не только российских влияний. Успех "Русских на войне" - так же. И, напомню, с этим успехом мы так и не смогли справиться, даже на уровне министерства. МИД начал протестовать против показов, но достиг противоположной реакции. На фестивале в Торонто украинцев обвинили в агрессивном поведении и даже угрозах в адрес авторов фильма. Сам фильм получил суперположительные отзывы печати.
Такая ситуация повторяется и повторяется. Кто посоветует министру другую стратегию? Ибо она безумно нужна. Этим могло бы заниматься Госкино, но нет. Оно полностью утратило все возможности и находится в анабиозе.
В России этим делом занимаются люди, способные планировать на 10, 15, 20 лет вперед. В них вырабатываются стратегии еще с конца 90-х
В России этим делом занимаются люди, способные планировать на 10, 15, 20 лет вперед. У них разрабатываются стратегии еще с конца 90-х. А у нас, напомню, только сейчас взялись за такой план - до 2030 года. И его пригласили обсуждать людей, которые так же раздупились о войне всего три года назад.
Это не делает их плохими людьми, это не говорит о том, что они не переосмыслили себя и что сейчас не делают ничего хорошего. Но это делает их теми, кто мыслит не стратегически и не видит глобально, а только под ноги. А так в культурной дипломатии не годится. Ибо мягкая сила - это то, что творится долго и последовательно, потому и действует ощутимо.
Комментарии