Ольга Кошарная
Независимый эксперт по вопросам ядерной энергетики и безопасности
09.08.2024

Снова об Энергоатом: как грабить подрядчиков, прикрывшись войной

Не получилось поднять тарифы - пошли другим путем. Теперь Энергоатом может откладывать платежи за предоставленные товары и услуги до окончания военного времени. Может и не откладывать, конечно. Если подрядчик понравится

Энергоатом хочет получить мораторий на расчеты с подрядчиками. Вчера получила интересный документ: приказ Минстратегпрома. Согласно ему, Энергоатом может, начиная с августа 2024 года, лишится обязанности производить расчеты со своими кредиторами до момента окончания военного положения.

Все уже видели громкий скандал по поводу лоббирования министра энергетики Германа Галущенко попытки внедрения схемы с выравниванием (в сторону увеличения) тарифов на электроэнергию для потребителей 1-й и 2-й групп. Тогда возмутились крупные промышленные группы, которые не получили никакого обоснования этих действий, и даже НКРЕКП не смогло ничего объяснить, каким образом решили уравнять эти две группы тарифов, имеющих совершенно разную себестоимость поставок электроэнергии.

Эти действия были сознательным шагом со стороны Галущенко с целью увеличения денежного потока для Энергоатома, уже придумавшего глобальную модель для коррупционного освоения этих средств. А именно - достройку 3-го и 4-го энергоблоков Хмельницкой АЭС. Хотя все уже понимают, что капитальные инвестиции на миллиарды долларов в период военного положения в проект как минимум на 6-8 лет - это изъятие финансового ресурса, которое нужно именно сегодня и сейчас для обороны государства.

...Энергоатом, начиная с августа 2024 года, не будет больше платить компаниям, которые выполняли или выполняют работы, поставляли или поставляют товары, оборудование и тому подобное для Энергоатома. Это позволит решить две задачи, причем обе являются обычным узаконением коррупции

Однако если с доходной частью для Энергоатома с наскока не вышло, то министр-юрист Галущенко решил поработать с расходной частью Энергоатома. И решение оказалось очень простым: Энергоатом, начиная с августа 2024 года, не будет больше платить компаниям, которые выполняли или выполняют работы, поставляли или поставляют товары, оборудование и тому подобное для Энергоатома. Это позволит решить две задачи, причем обе являются обычным узаконением коррупции:

1. Денежные средства, которые не пойдут на погашение задолженности перед поставщиками работ, товаров, услуг - перенаправить за коррупционную закупку дорогостоящего оборудования для достройки ХАЭС-3, ХАЭС-4

2. Гасить задолженность перед поставщиками товаров, работ, услуг по своему усмотрению, а именно - теми, кто проявит полную лояльность. Другими словами, если ты желаешь получить средства за предоставленную продукцию от Энергоатома, должен пообещать определенное вознаграждение платящему (Энергоатому). Причем других вариантов нет. Даже решение суда (двух инстанций) бессильно, потому что выполнять его никто не будет. Ни один государственный исполнитель ничего не сделает.

Такое узаконение коррупции в Энергоатоме стало возможным после приказа Минстратегпрома, пролоббированного министром Галущенко как представителем рабочей группы от энергетики.

Приведу небольшой пример: скандал вокруг уникального института - Киевского Энергопроекта, который, как проектировщик многих АЭС, на сегодняшний день еще имеет возможность выполнять инженерные работы по атомным энергоблокам. В частности - при строительстве и проведении плановых ремонтов. Руководство института уже полгода апеллирует к обществу относительно давления на учреждение со стороны Минэнерго, и его страстном желании ликвидировать последний независимый институт в области ядерной энергетики. Одним из главных инструментов давления является блокировка расчетов за проделанную работу со стороны НАЭК "Энергоатом", которая продолжается с апреля 2024 года.

Так, с учетом этого приказа, теперь Энергоатом имеет все законные основания не рассчитываться с неугодными, а институт из более 300 специалистов и их семьи остаются один на один с проблемой невыплаты заработной платы. Руководство института - так же, один на один, с уголовными делами о невыплате зарплаты, потому что решение суда об открытии исполнительного производства по задолженности выполняться не будет. Даже если предположить, что этот приказ ссылается на военное положение и оборонно-промышленный комплекс, именно институт работал без перерыва с начала полномасштабного вторжения и непрерывно выполнял работы для поддержки атомных энергоблоков в рабочем состоянии. Большая часть этих долгов сформировалась именно за этот период. И, наконец, почему именно эти люди (сотрудники института) должны платить за строительство долгостроя, почему эта деятельность должна осуществляться за их счет?!!

И это лишь один пример, что будет с другими компаниями, сотрудничающими с Энергоатомом. По сути, это уничтожение одних предприятий ядерной энергетики и одновременное коррумпирование других с использованием властных полномочий. Кстати, в закупках, проводимых сейчас Энергоатомом, должно быть указано, что расчеты за поставленный товар, работы, услуги будут осуществлены со срок до окончания военного положения.

...это выглядит абсурдно: с одной стороны, государство ищет средства увеличения поступления в бюджет налогов для обеспечения первоочередных военных нужд, с другой - такими действиями отнимает у подрядчиков государственных компаний возможность производить уплату этих налоговых обязательств

Все это выглядит абсурдно: с одной стороны, государство ищет средства увеличения поступления в бюджет налогов для обеспечения первоочередных военных нужд, с другой - такими действиями отнимает у подрядчиков государственных компаний возможность производить уплату этих налоговых обязательств и создает искусственные предпосылки увеличения безработных, которые усилят нагрузку на бюджет и давление на экономику государства.

В результате рассмотрения очередного перла от команды Галущенко хочется спросить: имеет ли государство право оставлять часть людей без защиты за счет защиты других в любой период его существования? Почему государство не делает все прозрачным и способствует усилению коррупции?

С другой стороны, я не помню, чтобы столь важные финансовые вопросы регулировались простым приказом Министерства, а не постановлением КМУ или законом. Надеюсь, что найдутся грамотные юристы, которые в судебном порядке обжалуют этот приказ и доведут до судебных исполнителей незаконность их действий, опирающихся на приказ.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі