За что Европа любит Россию? Безнаказанность как недостижимый идеал

Почему европейцам так сложно отказаться от русской культуры, какие бы дикие и антигуманные идеалы она ни проповедовала? Потому что всем надоело жить по правилам. Хотя именно они и определяют степень развития общества

14 мая торжественно открылся 77-й Каннский кинофестиваль. В конкурсной и внеконкурсной программе чуть ли не впервые даже с начала полномасштабного вторжения не было ни одного украинского фильма. Тем не менее, Украину в нынешних Каннах представили россияне.

Косвенно - российский режиссер Кирилл Серебренников. Напоказ - оппозиционный путинскому режиму и декларативный политэмигрант. Хотя его так называемое диссидентство ограничилось полуторагодовалым домашним арестом без запрета на творческую деятельность, и именно в таких условиях он завершал постпродакшн биографической ленты о Викторе Цое "Лето".

...неофициальным покровителем якобы опального художника в России был идеолог "русского мира" Владислав Сурков, и поэтому наказание за якобы оппозиционность было относительно мягким

Поговаривают, что неофициальным покровителем якобы опального художника в России был идеолог "русского мира" Владислав Сурков, и потому наказание за якобы оппозиционность было относительно мягким. Выехав во Францию ​​в марте 2022-го, Серебренников снял творческую фильм "Лимонов - Баллада", о писателе и политике Эдуарде Лимонове, известном своими антиукраинскими взглядами и поддержкой российской агрессии в Украине от 2014 года. Настоящая фамилия Лимонова - Савенко, и он этнический украинец, уроженец Харькова. На чем Серебренников акцентировал, а город Харьков в титрах пишется по очереди то Kharkov, то Kharkiv.

Прямо - режиссер Сергей Лозница, которого до 2022 года включительно на Каннском и других европейских фестивалях позиционировали украинским. Хотя сам Лозница упрямо именовал и до сих пор именует себя гражданином мира. Справедливость требует напомнить: до полномасштабного вторжения он получал деньги на свои фильмы из украинского государственного бюджета. А в Госкино Украины искренне видели пользу в том, что через Лозницу наша страна звучит на фестивальных площадках класса "А". То есть, он был полезен, пока не стал идиотом. Сначала манипулируя фактами в документальной ленте "Бабий Яр. Контекст", где украинцы показаны антисемитами, прямо причастными к погромам и расстрелам евреев.

Затем публично адвокатируя российскую культуру и выступая против ее отмены. Теперь во внеконкурсной программе Каннского фестиваля Лозница представил документальный фильм "Вторжение" - смонтированный из кадров, которые он как режиссер не снимал, потому что не был в Украине и не видел последствий российского вторжения своими глазами.

Такие подробности нужны, потому что именно Серебренников и Лозница считали себя потерпевшими два года назад. Когда украинские художники торжествовали в Каннах, потому что сделали присутствие там этих двух невозможным. Оба ужасно обиделись: как так, отменять русскую культуру только из-за действий агрессивной российской власти. Но, как видите, теперь оба вернулись триумфаторами. А в их лице - и собственно Россия. Украинцы протестовали в соцсетях, однако больше не имели сил и ресурса.

"С одной стороны, украинцев вроде бы поддерживают, финансируют украинскую кинопродукцию, но в то же время на красной дорожке красуется Ксения Собчак, а Серебренников устраивает премьеру фильма о российском фашисте. Это не имеет ни объяснения, ни прощения, это позорная история. Пожалуй, это влияние больших российских денег, но для меня это пример российской гибридной войны", - комментировала прецедент Жанна Максименко-Довгич, глава Украинской гильдии режиссеров.

Да, деньги. Да, гибридная война. Однако есть еще одна причина возвращения россиян и России в позитивное западное инфопространство. И она действительно основная, когда не только на Западе, но и здесь, в Украине, несмотря на агрессию, звучат пророссийские нарративы и упорно продолжается поиск так называемых "хороших русских". Вплоть до их легализации в украинском инфопространстве не как врагов или оппонентов, а как коллег, равных себе. Именно так прокомментировал Виталий Портников свой диалог с российской писательницей Юлией Латыниной. Соцсети до сих пор в восторге от действительно блестящей победы Портникова. Интеллектуальный поединок он выиграл, как говорится, по очкам.

...ни Латыниной, ни ее поклонникам, ни любому из "хороших русских" ничего не доказал. Они не чувствуют себя проигравшими. До них ничего никогда не доходит

Однако в общей эйфории все же звучало и осторожно: Портников молодец, умник, красавчик, кладезь знаний - но ведь ни Латыниной, ни ее поклонникам, ни кому-либо из "хороших русских" ничего не доказал. Они не чувствуют себя проигравшими. До них ничего никогда не доходит.

"Он русский. Это многое объясняет" - такой слоган был у фильма Никиты Михалкова "Сибирский цирюльник", снятый еще в 1999 году. Если вдуматься, нет одновременно бессмысленного и красноречивого самоопределения россия и всего российского. Буквально объясняется оно вот так: россиянин может и имеет право на все, что угодно, потому что он - россиянин. Этим все сказано, комментарии излишни, умом Россию не понять, в Россию нужно только верить.

Михалков - не просто пропагандист и имперец. Он еще и нескрываемый монархист. Поэтому не морочится толкованием своих слоганов. Дешифровал данную сентенцию другой российский художник, писатель Сергей Довлатов. Ему была чужда советская Россия, однако в целом Россия - отнюдь. Ничего удивительного, ведь Довлатов, как и Владимир Высоцкий, были укоренены именно в русской культуре и оба любили Пушкина. При том, что в СССР обоим было "всё не так, ребята".

Итак, в повести Довлатова "Заповедник" среди персонажей есть Михаил Иванович Сорокин, поселковый маргинал, выписанный автором с нескрываемой симпатией. Собственно, доллатовские положительные персонажи - преимущественно "лишние люди", эксклюзив так называемой "великой русской культуры". По сюжету соседи завидуют Сорокину, потому что тот может себе позволить запить-загулять, ведь ничего за душой не имеет и ни за что не отвечает. Между тем, у каждого из завистников есть своя сфера ответственности. Поэтому они проникаются тихой ненавистью к несправедливо устроенному миру: почему один безнаказанно гуляет и хулиганит, а другие должны соблюдать правила и ограничения.

Подобный образ мышления представлял Кирилл Серебренников в Каннах. Лимонов представлен как крутой юноша, панк, бисексуал. Он попробовал секс с черным мужчиной и заявляет, что у каждый должен хоть раз в жизни получить такой опыт. Сам режиссер заявил: лента "Лимонов - Баллада" является экранизацией книги французского писателя грузинского происхождения Эмманюэля Каррера. Таким образом, он объясняет романтизацию образа главного героя.

Россиянин - это отдельно взятый школьный хулиган, с которым не справляются родители, учителя и полиция. Поэтому другим школьникам не терпится брать с него пример

Корень проблемы с невозможностью упразднить не только русскую культуру, но и в целом российское влияние на все сферы, от политики до спорта - в очевидной, декларируемой безнаказанности. Россиянин - это отдельно взятый школьный хулиган, с которым не справляются родители, учителя и полиция. Поэтому другим школьникам не терпится брать с него пример. Не всем разрешает воспитание. Существует множество факторов сдерживания. Однако именно непокорный, неподвластный укрощению дебошир считается храбрецом, готовым бросить вызов всему противному.

Западная цивилизация заметно устает от жизни по правилам и ограничениям, которых становится все больше. Пример тому - успех ультраправых сил на выборах в Европарламент. Уже надоело следить за словами. Подбирать выражения к тому, что совсем недавно имело четкое устойчивое определение. Политкорректность выросла в доминирование тех, кто еще вчера чувствовал себя пораженными в разных правах. Может, все и не совсем так. Но со стороны это именно так выглядит. Западная цивилизация хочет сохранить все достижения первой четверти XXI века, при этом ментально вернувшись на сто лет назад.

…Россия там и осталась. Не отказываясь от благ западной цивилизации, она застыла в развитии если не начале ХХ века, то его середины - так точно. За преступления всех тогдашних российских режимов не наказан никто

А Россия там и осталась. Не отказываясь от благ западной цивилизации, она застыла в развитии если не начале ХХ века, то его середины - точно. За преступления всех тогдашних российских режимов не наказан никто. Большевизм не осужден. ВЧК-КГБ-ФСБ не приравняли к гестапо или к Штази. Ни одного русского военного преступника еще не судил ни один трибунал. Россия до сих пор - желанный гость на международных культурных площадках, уважаемый бизнес-партнер, россияне остаются рукопожатными. Конечно, очень хочется нарушать правила и чтобы за это ничего не было. В ближайшее время подобное отношение вряд ли изменится. Даже после завершения этой иррациональной войны. Ведь рационализм тоже постепенно утомляет и раздражает.

Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі