Продовольственная безопасность мира зависит от наших морских дронов?
Украина охвачена войной, однако с помощью новейших технологий смогла расчистить торговый коридор по Черному морю. Какие плюсы нам это дало?
Мы все знаем, что наши морские дроны и ракеты потопили треть рашистского флота, и после этого погрома мы начали таскать грузы из Одессы почти как до вторжения. Но я не знал, какую роль сыграло страхование. Оказалось, что у Украины было соглашение с международными страховщиками. И они сначала обдирали нас как липку - брали за страховку до 4% от стоимости корабля, а если какому-то кораблю прилетало от рашистов - мы еще и первыми платили. Но благодаря "магурам", "сибебикам", "скальпам", "нептунам", "штормшедоусам" нам удалось получить крутую скидку. В марте соглашение со страховщиками было перезаключено. И сейчас стоимость страховки составляет от 0,4 до 0,75% от стоимости корабля.
Приятно, когда капиталисты хвалят нас за хорошее бизнес-военное решение - разгромить чужой флот для удешевления страховки
"Я не думаю, что это когда-либо делалось раньше, когда страна, фактически находящаяся в состоянии войны, принимала решение инвестировать в то, что фактически является страховым механизмом", - говорит эксперт из мировой компании Marsh McLennan. Приятно, когда капиталисты хвалят нас за хорошее бизнес-военное решение - разгромить чужой флот для удешевления страховки.
Автоперевод. Как Украина сломала российскую хватку в Черном море
Морская торговля лежит в основе экономики Украины, а увеличение морского экспорта через вновь Черноморский коридор дает Киеву крайне необходимый финансовый толчок и поддерживает его военные усилия. "В сентябре количество судов, проходивших транзитом через Одесский порт и близлежащие районы, исчислялось однозначным числом", - говорит Арсенио Домингес, генеральный секретарь Международной морской организации. "В декабре и январе она выросла до уровня более 200 прибывающих судов и столько же отходят ежемесячно. На этом уровне он и поддерживается".
Война с Россией преимущественно сухопутная, и она идет не в пользу Украины. Силы Москвы медленно продвигаются вперед, а российские военно-воздушные силы стали использовать нехватку противовоздушной обороны Киева. Украина остро нуждается в большем количестве людей, и страна сталкивается с гонкой времени, чтобы освоить $60 млрд военной помощи от США, принятой в апреле. Но успех Украины на Черном море имеет стратегическое и экономическое значение.
Противокорабельные ракеты и атаки морских беспилотников оказывают огромное влияние на флот Владимира Путина. Их комбинированная угроза заставила большую часть российского флота перебазироваться к новым укрепленным портам на восточном краю Черного моря, вдали от украинского побережья, и продемонстрировала, что Киев все еще может действовать агрессивно.
"Украинцы напугали россиян в Черном море, - говорит Дэниел Фиотт, доцент Центра безопасности, дипломатии и стратегии Брюссельской школы управления, - а московский флот был вынужден бежать к местам, которые он называет "более защищенным морским бастионом". Это действительно подорвало способность России планировать, координировать и контролировать транспортные маршруты в Черном море. Я думаю, что это одна из причин, почему вы видите этот подъем в поставках зерна".
Украинцы также показали, что они могут причинить вред российской судоходной отрасли с помощью этих беспилотников на море
Беспокойство за собственные грузовые суда, возможно, также сдерживало российские ракетные атаки на украинское коммерческое судоходство. И Россия, и Украина заинтересованы в том, чтобы "Черноморский регион был безопасен для трейдеров, чтобы они могли перемещать грузы [зерна] туда и обратно", - говорит Арно Пети, исполнительный директор Международного совета по зерну лондонской торговой организации, добавив, что экспорт зерна обеспечивает жизненно важный доход для Украины. "Украинцы также показали, что они могут нанести ущерб российской судоходной отрасли с помощью этих беспилотников на море, - добавляет Пети. "Я думаю, что каждый из них понял, что если возникнут проблемы, пострадают оба".
Утрата военно-морских средств не компенсирует успехов России на поле боя, говорит Сэмюэль Бендетт, аналитик по России в американском аналитическом центре CNA. Но тот факт, что часть Черного моря теперь чиста, "огромная победа для Украины". "Россия имеет один из самых больших и якобы самых мощных военно-морских флотов в мире. Однако его вытесняют, по сути, коммерческие суда, имеющие лишь малую долю технологической сложности типичного российского военного корабля".
Морские дроны, впервые запущенные в октябре 2022 года, когда два русских военных корабля были поражены в порту Севастополя, стали ключом к лишению Москвы контроля над Черным морем
Морские дроны, впервые запущенные в октябре 2022 года, когда два русских военных корабля были поражены в порту Севастополя, стали ключом к лишению Москвы контроля над Черным морем. Дроны, или беспилотные надводные аппараты (БПЛА), достаточно просты по современным стандартам ведения войны: небольшие, без экипажа, они наполняются взрывчаткой и устремляются к целям контроллерами, отслеживающими прямые трансляции через спутники. Часто атакуя с нескольких направлений, дроны наносят удары "пачками", чтобы уменьшить потери и увеличить вред: если один дрон способен пробить дыру в цели, другой может быть направлен к точке удара.
Крылатые ракеты также сыграли свою роль. В апреле 2022 года украинские противокорабельные ракеты "Нептун" затопили в Черном море 186-метровый ракетный крейсер "Москва", российский флагман стоимостью 750 миллионов долларов. В прошлом месяце "Нептунами" также было повреждено спасательное судно "Коммуна". Франко-британские ракеты Storm Shadow и Scalp были также использованы в атаках.
...по данным ВМС Украины, 27 из 80 военных кораблей, которые Россия имела в Черном море до вторжения, были повреждены или уничтожены, включая крупные десантные корабли, ракетные катера, подлодку и сторожевой корабль. Около 15 кораблей остаются недееспособными и находятся на ремонте
В общей сложности, по данным ВМС Украины, 27 из 80 военных кораблей, которые Россия имела в Черном море до вторжения, были повреждены или уничтожены, включая крупные десантные корабли, ракетные катера, подлодку и сторожевой корабль. Около 15 кораблей остаются недееспособными и находятся на ремонте. По словам Фиотта, несмотря на свою простоту, украинские морские дроны рассказывают более широкую историю о том, как инновации появляются во время войны. "На Западе мы привыкли к тому, что инновации - это происходящее в лабораториях, а затем вы переносите их в военное измерение. В то время как я думаю, что украинцы действительно вернули нас к гораздо более традиционному пониманию того, что такое инновации".
Олицетворением этого является Magura V5, разработанный Главным управлением военной разведки Украины (ГУР). Названный в честь славянской богини войны, 5,5-метровый дрон с радиусом действия 800 км излучает мало тепла, сообщили BBC в украинской военной разведке, что затрудняет его обнаружение тепловизионными камерами. Он может нести 320 кг взрывчатки и двигается со скоростью 80 км в час.
В феврале российский ракетный катер "Ивановец" протяженностью 56 метров и стоимостью 70 миллионов долларов, предназначенный для борьбы с боевыми кораблями в открытом море, был уничтожен после трех прямых попаданий беспилотников "Магура". В марте шесть беспилотников участвовали в потоплении патрульного корабля "Сергей Котов" стоимостью $60-70 млн. У Украины также есть беспилотник Sea Baby, разработанный национальной разведывательной службой СБУ. Он использовался в нескольких атаках в Черном море. Последняя версия может использоваться в качестве беспилотника-камикадзе, способного нести полезную нагрузку до 1 тонны на расстояние до 1 000 км.
...большей проблемой для россиян является то, что они еще не нашли эффективного способа сдерживания метода, которым атакует Украина...
"Это технология, применяемая для победы в войнах, – говорит Фиотт. "И если вы видите, что делают украинцы в военно-морском измерении, я думаю, что это действительно мощный пример этого". "Но я думаю, что большей проблемой для россиян является то, что они еще не нашли эффективного способа сдерживания метода, которым атакует Украина, - говорит он. "Поэтому Москве нет смысла размещать больше флота в Черном море, ведь существует вероятность того, что они снова терпят удар". По мнению Бендетта, достижения Украины также основываются на ее гибкости. Он говорит, что выскочки могут двигаться гораздо быстрее, чем устоявшиеся военно-морские силы, которым приходится иметь дело с большим количеством бюрократии. "Между тем, Украина уже имеет на вооружении американскую подлодку шестого или седьмого поколения".
Все это стало возможным благодаря коммерческим технологиям, которые теперь могут быть собраны в военную систему, говорит Бендетт, ссылаясь на использование Украины спутников Starlink для управления беспилотниками. Это абсолютно беспрецедентно. Ведь 20 лет назад, если мы говорили о войне, мы говорили о системах только военного класса. А сейчас мы имеем коммерческие системы, которые являются не только вспомогательными средствами, но и ключевыми компонентами для проведения очень сложных операций, которые до войны были в компетенции только военных".
Совместный риск
Сокращение российского присутствия в Черном море - лишь один из факторов недавнего всплеска морской торговли. Второй - новаторское страховое соглашение, которое придало уверенности судоходному сектору. Соглашение, подписанное в ноябре, предполагало, что мировые страховщики согласились обеспечить доступное страхование судов, перевозящих зерно и другие важные продовольственные товары из украинских черноморских портов.
В марте договор был обновлен и теперь охватывает суда, перевозящие все невоенные грузы, такие как железная руда, сталь и контейнерные перевозки. Маркус Бейкер, глобальный руководитель отдела морских перевозок, грузоперевозок и логистики компании Marsh McLennan, говорит, что это соглашение принесло огромную пользу Украине. "Если бы вы захотели зайти на своем судне в Одессу, чтобы забрать груз, это стоило бы вам около 4 процентов стоимости судна. Это довольно существенно, когда речь идет о грузах стоимостью около $10-15 млн. И это увеличение затрат, очевидно, влияет на стоимость груза". "Сейчас ставки, вероятно, составляют от 0,4 до 0,75 процента, в зависимости от типа судна, - говорит Бейкер. "Таким образом, вы перешли от 4-процентной ставки к ставке около 0,4 процента".
...не думаю, что это когда-либо делалось раньше, когда страна, фактически находящаяся в состоянии войны, принимала решение инвестировать в то, что фактически является страховым механизмом.
Риск распределяется между страховщиками и Киевом, причем государство берет на себя первую долю возмещений по любым претензиям к нераскрытому уровню. "Я не хочу, чтобы страхование звучало так, будто оно является каким-то спасителем для Украины, - добавляет Бейкер. "Но я не думаю, что это когда-либо делалось раньше, когда страна, фактически находящаяся в состоянии войны, принимала решение инвестировать в то, что фактически является страховым механизмом".
Новый украинский экспортный коридор развеял опасения, что крушение зернового соглашения поставит под угрозу глобальную продовольственную безопасность. Украина является крупнейшим в мире поставщиком подсолнечного масла, а экспорт зерна составляет значительную часть мирового рынка. "До начала полномасштабной войны на Украину приходилось более 15% мирового экспорта кукурузы, 10% пшеницы, 15-20% ячменя и более 50% подсолнечного масла", - сообщает Министерство иностранных дел Украины. В 2021 году украинский аграрный экспорт составил $27,8 млрд, что составляет более 40% общей экспортной выручки страны. 90% этой сельскохозяйственной продукции было экспортировано через порты на Черном море.
Но Россия все еще представляет угрозу морским перевозкам. В ноябре ракетой было повреждено заходившее в Одесский порт грузовое судно, в результате чего погиб лоцман порта и трое членов экипажа получили ранения. В апреле Россия нанесла удар по двум терминалам по экспорту продовольствия в порт Южный, уничтожив сельскохозяйственную продукцию, предназначенную для стран Азии и Африки.
...новообразованный торговый коридор позволил Украине перевезти более 40 миллионов тонн товаров за чуть более шести месяцев - больше, чем за весь год действия Черноморской зерновой инициативы
Это был 39 удар России по портовой инфраструктуре Одесской области с начала войны. По словам президента Украины Владимира Зеленского, этот удар является попыткой сорвать украинский экспорт продовольствия на мировой рынок. Россия также имеет подлодки в Черном море, которые могут действовать вне досягаемости беспилотников и ракетных атак. Несмотря на эту турбулентную среду, новообразованный торговый коридор позволил Украине перевезти более 40 миллионов тонн товаров за чуть более шести месяцев - больше, чем за весь год действия Черноморской зерновой инициативы.
Бейкер считает, что успех Украины в военно-морской сфере сыграл свою роль. "Если бы это была действительно горячая точка, люди бы туда не поехали, - говорит он. "Мы видели, как экипажи реагировали на торговлю через Красное море. Они в основном говорили: "Нет, спасибо, высадите меня в Египте". Такого не было в Одессе, Черноморске и Южном". "Я думаю, что то, что украинцы смогли сделать с точки зрения нанесения ущерба российскому флоту и уменьшения количества нападений на портовую инфраструктуру - я имею в виду, что они все еще случаются, но их гораздо меньше - дало огромное количество уверенности судоходному сообществу".
Это также дало веру западным партнерам, искавшим доказательства того, что Украина все еще может выиграть войну. "Украина демонстрирует, что... даже когда у нее есть проблемы дома, нехватка военных систем, нехватка западной поддержки, она все равно может делать вещи самостоятельно, которые не только ставят ее впереди всего мира, когда речь идет о развитии и использовании этих технологий, но и фактически влияют на Россию", - говорит Бендетт.
Комментарии