Энергетическая система Украины: синдром выученной беспомощности?
Министр энергетики планирует строить новую АЭС, однако делается ли что-нибудь для восстановления энергобезопасности государства?
С 22 марта 2024 года почти каждую ночь российские войска устраивают комбинированные обстрелы (шахеды и ракеты разных модификаций) энергетической инфраструктуры на всей территории Украины. По словам руководителя ДТЭК Дмитрия Сахарука, компания потеряла 80% установленных мощностей, некоторые энергоблоки ТЭС не подлежат восстановлению.
По очень приблизительным оценкам, в результате обстрелов только 22 марта потеряно около 30% установленных генерирующих мощностей в стране. Увеличился импорт электроэнергии из ЕС...
ДнепроГЭС, на который работали ГЭС-1 и ГЭС-2 общей установленной мощностью 1578,6 МВт, повреждена и не производит электроэнергию. Оценить ущерб руководство Укргидроэнерго пока не может, потому что разбирают руины, но уже объявило прогнозный срок восстановления - от 18 до 24 месяцев. По очень приблизительным оценкам, в результате обстрелов только 22 марта потеряно около 30% установленных генерирующих мощностей в стране. Увеличился импорт электроэнергии из ЕС, в отдельные сутки - до 18 млн кВт-ч с использованием более 1500 МВт (из максимальных 1700 МВт) пересечения сетей из ЕС.
Наихудшая ситуация в Харькове. Попадания произошли в обе ТЭЦ, ключевые трансформаторные подстанции, Змиевскую ТЭС. И если поставки электроэнергии постепенно возобновили по резервным схемам, но с ограничениями по плановым графикам, то возобновление ТЭЦ-5 к осенне-зимнему периоду, по словам ее руководителя, невозможно. Существенно страдают от ежедневных обстрелов объекты энергетической инфраструктуры Одессы и области. Есть также угроза потери мощностей для отопления города в следующем ОЗУ. Под угрозой оказаться без отопления зимой также Днепр и Запорожье.
Ситуация очень тревожная. Вряд ли города-миллионники можно обеспечить мобильными когенерационными установками, поставляемыми США в рамках технической помощи, в достаточном количестве. А что украинское правительство, как оно реагирует на потерю 30% генерирующих мощностей? Сформирован ли в срочном порядке штаб по подготовке к следующему ОЗУ в связи с чрезвычайной ситуацией в энергетике? Инициировано ли заседание СНБОУ по этому поводу? Полная тишина…
В составе Правительства у нас есть вице-премьер-министр - министр развития общин, территорий и инфраструктуры Александр Кубраков. Премьер-министр Дмитрий Шмигаль должен поручить ему координацию действий по восстановлению, строительству новых малых генерирующих мощностей, привлечению местных общин для обеспечения энергобезопасности регионов.
Денег в государстве нет, но наполеоновские планы у министра есть. Это выглядит неадекватно в условиях, когда неизвестно, как страна будет проходить уже следующий ОЗУ...
Министр энергетики Украины Герман Галущенко, курирующий Фонд поддержки энергетики, наполняемый деньгами доноров, не справился с реализацией децентрализованной энергетики в течение всего 2023 года. Более того, он рассказывает о планах уже в 2024 году начать строительство 4-х энергоблоков на площадке ХАЭС. Строительство энергоблока АЭС установленной мощностью 1000 МВт требует больших капитальных вложений на этапе строительства, при общей стоимости от 5 до 7 млрд долл., на строительство приходится около 80%. Денег в государстве нет, но наполеоновские планы у министра есть. Это выглядит неадекватно в условиях, когда неизвестно, как страна будет проходить следующий ОЗУ. А если добавить, что министра постоянно раздражает наш системный оператор - НЭК Укрэнерго, вспомнить его попытки изменить менеджмент НЭКа, приписать достижение Укрэнерго себе, любимому, нездоровую атмосферу в министерстве и болезненное отношение к результативности других - однозначно необходимо возложить ответственность за подготовку к следующему ОЗУ на вице-премьер-министра Кубракова как человека с большими полномочиями, чем у министра энергетики.
Действовать необходимо уже сейчас, времени у нас нет, ракетные обстрелы энергетической инфраструктуры еще однозначно будут. Правительству следует не оглядываться на "куратора" с Банковой, который не несет никакой ответственности, а действовать: искать нестандартные решения, привлекать местные общины к реализации проектов децецентрализации генераций (выделять средства из Фонда поддержки энергетики), жестко контролировать ход запланированных мероприятий в ежедневном. режиме.
Комментарии