Ловушка для Залужного. Какую многоходовку придумала власть
Если предотвратить появление главкома на политической арене ОП уже не может, то в интересах действующей власти сделать так, чтобы это событие произошло как можно раньше
Вероятная отставка Валерия Залужного с должности главнокомандующего Вооруженными силами является настоящей сенсацией с точки зрения логики российско-украинской войны. Ее можно объяснить только в том случае, если между политическим руководством государства и войском уже вообще не осталось точек соприкосновения, или в случае, если война близится к своему завершению. Пока ни то, ни другое не очевидно. Поэтому ситуацию следует скорее рассматривать в плоскости классической политики. А тут как раз все более или менее понятно.
Мало кто сомневается, что Залужного увольняют не как военачальника, а как вероятного политического конкурента
В памяти возникают подобные сюжеты с громкими отставками популярных руководителей, которые стали вызывать слишком большую ревность действующих президентов. Собственно, во времена Леонида Кучмы таких отставок было две - в 1996 году был уволен с должности премьер-министра генерал Евгений Марчук, а в 2001-м с той же должности - Виктор Ющенко. В случае Марчука даже ширилась формулировка, с которой якобы вышел указ о его увольнении, - "за создание собственного политического имиджа". На самом деле такой формулировки не было, как не будет ее и в возможном указе об отставке Залужного, но суть от этого не меняется. Мало кто сомневается, что Залужного увольняют не как военачальника, а как вероятного политического конкурента.
Возникает вопрос: а не боится ли Офис президента, что устранение Залужного повлечет за собой провал на линии фронта? Скорее всего, нет. Такое развитие событий не считается возможным. Война вошла в инерционную фазу, и чтобы изменить ее ход, нужны очень серьезные причины. К тому же, на сегодняшний день генерал Залужный - лишь часть той системы, в которой он принимает главные решения, но в пределах уже достаточно определенной и безальтернативной стратегии. Субъектом ее выработки и реализации остается Генеральный штаб как коллективный орган. Поэтому вероятная отставка Залужного в ближайшей перспективе на обороноспособность страны вряд ли повлияет.
В то же время во внутриполитической сфере такая отставка будет иметь эффект разорвавшесйя бомбы. Она моментально сделает Валерия Залужного центральной фигурой украинской внутренней политики.
Наверное, для Офиса президента это не станет хорошей новостью. И вряд ли это цель всей этой комбинации. Если говорить о мотивах и контексте, то речь, скорее, о превентивной мере - и вот в каком смысле. Если предотвратить появление Залужного на политической арене ОП уже не может, то в интересах действующей власти сделать так, чтобы это событие произошло как можно раньше. Временная дистанция между стартом политической активности и точкой входа в политику (выборами) для популярного лидера имеет решающее значение. Если эта дистанция длинная, то имидж неизбежно портится, харизма тускнеет, но прошлые заслуги постепенно забываются. Похоже, именно на это делают ставку политтехнологи на Банковой.
Скорее всего, расчет недоброжелателей Залужного состоит в том, что до следующих президентских выборов он потеряет тот авторитет, который сегодня имеет в украинском обществе
То есть мы понимаем, что пока действует военное положение, выборов не будет. И они будут нескоро, потому что война становится затяжной. И, вероятнее всего, расчет недоброжелателей Валерия Залужного состоит в том, что до следующих президентских выборов он потеряет тот авторитет, который сегодня имеет в украинском обществе.
Периодические слухи об увольнении генерала, сопровождающиеся параллельной кампанией дискредитации и прямыми атаками со стороны провластных спикеров – все это указывает на определенную политическую стратегию и технологию, направленную на постепенное, но целенаправленное и систематическое уничтожение политического имиджа Валерия Залужного.
Впрочем, отставка Залужного может оказаться критической в том измерении украинской политики, о которой, кажется, мало кто сейчас на Печерских холмах заботится. Ведь Залужный стал не просто главнокомандующим Вооруженными силами Украины, он стал символом нового украинского войска, гарантом его способности побеждать.
Именно это символическое достояние и боится потерять украинское общество, не разбирающееся в тонкостях стратегического планирования и внутриполитического позиционирования. На кону стоит наша вера в победу. А сам Залужный, как, кстати, и Зеленский, - только заложники этой ситуации.
Специально для Gazeta.ua
Комментарии