Валерий Пекар
Общественный деятель, преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы
30.05.2023

Государство может взять интернет под контроль. Как этого не допустить

Любой поставщик услуг, любой интернет-провайдер, дата-центр, интернет-магазин или интернет-сервис должны быть готовы, что к ним придет Госспецсвязи (вместе с СБУ), получит доступ к любому оборудованию, любой информации

С начала 1990-х государство в России и в Украине пыталось взять интернет под контроль. В России это удалось. Результат на табло. В Украине это не удалось. Но удастся в ближайшее время, если мы с вами не сможем это остановить.

Теперь все по порядку. Война создает большие угрозы критической инфраструктуре, поэтому государство определило орган, который будет заниматься ее защитой, - это Госспецсвязи - и усиливает его способность. Это очень хорошо.

Но есть одно но.

В законопроекте 8087 Госспецсвязи наделяется большими правами по предоставлению прямых обязательных к исполнению распоряжений по защите государственных информационных ресурсов, критической инфраструктуры и так далее. Это хорошо.

Но есть одно но.

Закон выписан таким образом, что права эти распространяются на всех субъектов без исключения: проверки с привлечением СБУ и Киберполиции (но без защиты прав тех, кого проверяют), обязательные к исполнению предписания (но без порядка обжалования), доступ к любому оборудованию физических и юридических лиц (но без ограничений УПК), установка на сетях любого оборудования и тому подобное.

Госспецсвязи наделяется большими правами

Закон выписан таким образом, что под его действие подпадают не только государственные информационные ресурсы и критическая инфраструктура, а любые системы, где хранятся персональные данные или конфиденциальная информация с ограниченным доступом негосударственного характера (в частности ваш телефон и ваш рабочий и домашний компьютеры подпадают под это определение). Любой поставщик услуг, любой интернет-провайдер, дата-центр, интернет-магазин или интернет-сервис должны быть готовы, что к ним придет Госспецсвязи (вместе с СБУ), получит доступ к любому оборудованию, любой информации, установит свое оборудование и выдаст обязательное для исполнения предписание, право на обжалование которого законом не предусмотрено.

Такие чрезвычайно широкие полномочия:

1) во-первых, создают гигантские коррупционные риски для частных лиц и бизнеса,

2) во-вторых, создают угрозу национальной безопасности (один "крот" в системе означает доступ ко всему, что есть в стране),

3) в-третьих, противоречат базовым принципам верховенства права (с которым у нас и так не все в порядке),

4) в-четвертых, по сути, нарушают Конституцию в части базовых прав и свобод,

5) в-пятых, лишают граждан, предприятия, органы власти и местного самоуправления каких-либо механизмов защиты.

Это надо остановить. Несложно будет доработать законопроект таким образом, чтобы он касался только государственных информационных ресурсов и критической инфраструктуры. Так и было задумано в начале, но мы не узнаем, кто раньше добежал до текста - коррупционеры, российские шпионы или сторонники авторитаризма, а может, все трое одновременно.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі