Война отняла у нас планы. Но осталось самое главное
Наши решительность и оптимизм должны отражаться в новых амбициозных планах
В Германии у меня постоянно спрашивают, какие у меня планы на будущее. Я вроде и знаю эту их черту, вроде бы привыкла к ней еще несколько лет назад. Но, как и большинство из вас, слово "планы" вызывает у меня странные реакции. Я одновременно и смеюсь над ним, потому что планировать – это только наше желание приблизиться к тому, чтобы быть Богом, и боюсь его – потому что просыпаться каждое утро и не иметь плана, это не жизнь, а какой-то мерзкий призрак с примесями паники и всевозможных опасений.
Невозможно понять, что это такое – когда вечером ты засыпаешь в знакомой комнате, а утром выходишь в шоке из своей квартиры только с документами
Итак, на этот раз я не сразу нашлась, что отвечать моим немцам. Тем, кто более мне близок, то есть не рабочие контакты, я сначала отвечала честно, что месяц назад вообще не могла даже представить, что буду стоять здесь, на франкфуртской штрассе, буду говорить на немецком и английском, в чужой одежде, в чужой квартире, и буду делать все то, что я делаю на земле Гессена сейчас, каждый день. Но ведь сразу я знала, что такой ответ будет восприниматься слишком отвлеченно, слишком далеко и непонятно на уровне чувств. Потому что передо мной не просто немцы, лучше чувствующие именно конкретику. Передо мной прежде всего люди, не имеющие опыта, подобного моему. Человек, каким бы умным он ни был, априори не может прочувствовать чужой опыт. Мы, люди, созданы по-другому. Мы не можем пропустить сквозь себя и понять все пласты того, чего у нас еще не было. Невозможно понять беременность, если ты не рожала. Невозможно понять, как проходит песок между пальцев на берегу, если ты ни разу там не бывал. Невозможно знать, чем руководствуется руководитель крупной компании, если у тебя есть опыт только наемного работника. Невозможно почувствовать, каково это – быть высоким человеком, если ты низкого роста. Невозможно понять, что оно действительно такое, когда вечером ты засыпаешь в знакомой комнате, точно зная, что делать в течение следующих нескольких месяцев, но утром выходишь в состоянии шока из своей квартиры только с документами и последующие пять месяцев живешь нигде и с ничем. Конечно, этот опыт раз и навсегда изменяет отношение к слову "планы". И я каждое утро задавала себе этот вопрос: о чем оно теперь для меня? Как мне теперь относиться к планированию? Пока не нашла ответ, подходящий именно для меня.
Наши планы – это не что-то внешнее, от чего зависит наша судьба, а наоборот – это наше внутреннее
Я поняла, что планы – это лишь отражение нас тех, какими мы есть в этот период жизни. То есть наши планы – это не что-то внешнее, от чего зависит наша судьба, а наоборот – это наше внутреннее. Наше состояние здесь и сейчас: приоритеты, комплексы, опасения, мечты, добродетели, привычки, ценности, уровень осведомленности и критического мышления, уровень ресурсности и состояние здоровья. Потому что все эти факторы влияют на то, какие планы мы начнем строить. И как только я поняла эту мысль, этот ракурс отношения к слову "планы", как в тот же момент я поняла, как отвечать на все эти вопросы немцев. Я поняла, что в этом вопросе "какие у тебя планы дальше?" подсознательно зашифровано "как ты? какое твое внутреннее состояние?". И поэтому то, что я отвечаю, должно отражать именно это: мое внутреннее состояние. И если у меня есть решительное, оптимистическое настроение, то это должно быть отражено в решительных планах. Даже если они слишком амбициозны или нереальны и никогда не сбудутся. Это совершенно неважно (ведь все мы с вами знаем, как сильно иногда может измениться жизнь за одну ночь). Потому что планы – это не о том, что должно непременно осуществиться, иначе ты налажал. О нет!
Твои планы сегодня, какими бы они ни были, – это твое внутреннее состояние здесь и сейчас.
Твои планы сегодня – это ты.
Комментарии