Оказывается, орки – это самоназвание россиян
В "великой русской культуре" отождествление появилось еще в конце 1990-х
"Орки" – так часто называют армию РФ и вообще россиян как таковых в украинской публицистике и в социальных сетях. Истоки этого названия ясны: масштабные киноэпопеи по мотивам романов британского писателя Джона Толкина посмотрели миллионы зрителей нашей страны – либо в кинотеатрах, либо в Интернете, где есть полные режиссерские версии фильмов. Ну а кто-то читал сами романы, которые сначала появились в ряде русских переводов разного качества и соответствия оригиналу, а потом уже и в украинских (впрочем, книга о путешествии Бильбо с гномами к горе Эребор, о драконе и битве пяти войск на украинском языке вышла еще в середине 1980-х). Так что орками российских захватчиков назвали не случайно – все их действия недвусмысленно соответствовали наставлениям служителей Абсолютного Зла в книгах Толкина и фильмах по его романам, – пишет Сергей Грабовский для издания "День".
Но, как часто бывает, это еще не все. Оказывается, в "великой русской культуре" еще в конце 1990-х появилось отождествление россиян с орками. Собственно, это было отождествление с победоносными орками, противостоящими злонамеренному и коварному Западу. Речь идет о романе Кирилла Еськова "Последний кольценосец" (1999), который переворачивает мир Толкина вверх дном.
Мордор – средоточие всемирного зла у Толкина – становится у Еськова передовым технологически развитым государством, а страны Запада – отсталыми феодальными королевствами
Думаю, большинству читателей хорошо известны романы Толкина и фильмы по ним, а вот роман Еськова вряд ли кому-то известен, хотя в начале 2000-х он был переиздан в Харькове. Так что позволю себе обратиться к его сюжетам. Орки (орокуэны) у Еськова – не пещерные жители, а степные и пустынные кочевники, а тролли – это племена людей-горцев. Хоббитов же вообще не существует – это выдумка гондорцев, которые стремились показать себя "белыми и пушистыми", а своих врагов – демонизировать и сфальсифицировать память о них. Все остальное в романе "Последний кольценосец" подчинено заявленной парадигме – "плохой" Запад (эльфы и союзные им люди) и "хороший" Восток. Мордор – средоточие всемирного зла у Толкина – становится у Еськова передовым технологически развитым государством, а страны Запада – отсталыми феодальными королевствами, которые во всем копируют эльфов и в качестве примера используют застойное эльфийское Заморье ("бессмертные земли" у Толкина). Более того: Мордор у Еськова – это "Кузница мира", наиболее политически, промышленно и научно развитое государство Средиземье, где есть парламент, университет, заводы и фабрики, где ученые вплотную подошли к использованию электричества и пара, где начали создавать летательные аппараты, в том числе с неограниченной дальностью полета… Разумеется, Запад в лице Белого совета магов во главе с экстремистом Гэндальфом, который оттеснил от власти прагматика Сарумана, и часть людей под руководством самозванца-авантюриста Арагорна и безумного воителя Эомера, стремится разрушить его население, прежде всего светочей прогресса – назгулов. А эльфы тем временем навязывают "золотой молодежи" других стран свою культуру и ориентацию на заокеанские ценности… И так далее и тому подобное.
Роман получил литературную премию уже после прихода Путина к власти – он полностью вписался в политическую доминанту
Не надо думать, что роман Еськова был этаким причудливым литературным упражнением, сделанным для забавы. Нет, писатель вполне сознательно попытался деконструировать в глазах более или менее образованной российской аудитории (а речь шла о десятках тысяч читателей) мир Толкина, который является составной частью демократической мировой культуры. Еськов стал одним из тех, кто разрушал слабые попытки европейской интеграции России и, соответственно, европеизации русской культуры. И не случайно роман получил литературную премию уже после прихода Путина к власти – он полностью вписался в политическую доминанту.
Нынешняя позиция Кирилла Еськова вряд ли может быть названа откровенно шовинистической и прокремлевской. В своем "Живом журнале" он позволяет себе осторожную иронию по поводу величайших идиотизмов официальной пропаганды, однако в целом не выходит за пределы того дискурса, который Ярослав Гашек метко назвал "отстаиванием умеренного прогресса в рамках действующей законности". Ну а какая в РФ "законность", хорошо известно, не правда ли? А у того весьма специфического читательского сообщества, у которого на уровне подсознания отложилось, что орки – это очень хорошо, это те, кто умеет противостоять проклятому Западу, инвективы украинских публицистов по поводу "орков-убийц" вызывают только удовольствие… Да, этих персонажей не так много, однако, во-первых, речь идет о кое-как образованной публике, занимающей те или иные должности, во-вторых, роман Еськова – одно из сотен "высокохудожественных" произведений, в которых воспевается борьба с противным Западом, в-третьих, отождествление россиян с орками было одобрительно воспринято и поддержано коллегами-литераторами еще в начале "эры Путина", и этого не следует забывать, когда речь идет о "великой русской культуре".
Комментарии