Надо праздновать победы и смеяться над идиотизмом врага. На то есть две причины
Эйфория опасна. Но есть "но"
Многие эксперты предостерегают, чтобы мы слишком не радовались своим победам и не смеялись над идиотизмом наших врагов, потому что это создает очень опасное ощущение эйфории. Наши победы еще сравнительно небольшие, впереди еще долгая война, а во вражеских рядах есть не только идиоты и необученные голодные новобранцы, но и высокопрофессиональные хорошо оснащенные подразделения. Эйфория опасна, она искривляет картину мира.
Что я думаю на этот счет.
Эйфория действительно очень опасна. Впереди много тяжелых, сложных и неизвестных вызовов. Война может длиться достаточно долго. Самообман может стать смертельным. Недооценка врага может оказаться смертельной. Я согласен.
Но.
Все равно я за то, чтобы стремительно праздновать наши победы и смеяться над идиотизмом наших врагов. На то есть две причины.
Первая – комплекс неполноценности. Нам его навязывали триста пятьдесят лет. Удачно навязали. И он разрушился за месяц. Это очень, очень хорошо.
Комплекс неполноценности нам навязывали триста пятьдесят лет. И он разрушился за месяц
Вторая – это иммунитет от "русского мира".
Чем больше мы празднуем даже небольшие победы, чем больше собираем примеры идиотизма врагов, тем меньше у нас желания быть на них похожими.
Речь идет не только о той части населения, которая испытывала приверженность "русскому меру", ныне разбомбленную вдребезги. Речь идет не только о нашей идентичности, отдельности, отрубности от империи. Самое большое, чего я хочу, чтобы у нас возник иммунитет относительно того, чтобы быть похожими на них ценностно и институционально.
Самое большое, чего я хочу, чтобы у нас возник иммунитет относительно того, чтобы быть похожими на них ценностно и институционально
Чтобы мы никогда не верили в авторитаризм, в государственное величие, в персональное лидерство вместо институционального развития, в "золотой период", в который нужно вернуться, вместо движения в будущее.
Чтобы каждое утро мы говорили себе "спасибо, Господи, что я не москаль", имея в виду не только идентичность, но и ежедневные социальные практики, стиль, способ, парадигму жизни, отношение к себе, к другим, к миру.
Комментарии