Запад может выиграть войну с РФ без единого выстрела, уничтожая ее экономику
Об последствиях последних шагов Путина
21 февраля весь мир (вся Украина — точно) с изумлением наблюдал за сеансом исторической самопсихотерапии в исполнении Владимира Путина. Мы узнали много интересного об альтернативной исторической временной линии, в которой, очевидно, живет российский президент. Временную линию, где Ленин якобы основал Украину, Россия предоставила нам до 2013 года $250 млрд, а развязанная Россией с 2014 года война против Украины — это просто проявление зависти украинских националистов и западных массонов к российскому могуществу.
Впрочем, к сожалению, события не ограничиваются словесными опусами о глубоких психологических травмах стареющего кагэбиста. Российская Федерация официально признала созданные ею на оккупированной части Донбасса псевдореспублики ЛДНР. 22 февраля это признание ратифицировала Госдума — российский парламент. Признание позволяет россиянам открыто и не скрываясь поддерживать террористические новообразования, в частности, своими войсками. Мировые СМИ уже изобилуют сообщениями о перемещении войск по оккупированным Донецку и Луганску — пока без опознавательных знаков.
Похоже, опасаясь убийственных экономических санкций со стороны Запада в ответ на открытое вторжение в Украину, Путин ищет возможности сделать такое вторжение скрытым. Он пытается найти поводы для оправдания своих преступных действий и избежать наиболее жесткого ответа. Россияне продолжают скрываться под маской гибридной войны, однако ищут новые инструменты и направления атаки против Украины в этой войне.
Россияне продолжают скрываться под маской гибридной войны, однако ищут новые инструменты и направления атаки против Украины в этой войне
Безусловно, все это находит свое отражение в экономике — системе жизнеобеспечения всех стран мира. Эскалация всегда отпугивает инвесторов и граждан, и очередной российский спектакль не стал исключением.
Любопытно, что сейчас крупнейшие экономические потери понесла сама Россия. В день речи Путина российские фондовые биржи обрушились в масштабах, невиданных со времен мирового финансового кризиса 2008 года. Рубль упал сильнее всего за последние два года. Все это — прямые потери для российского бизнеса и населения.
Запад незамедлительно ответил на российские действия очередными санкциями. Наиболее болезненно ответила, как ни странно, Германия, ее канцлер Олаф Шольц публично заявил об остановке сертификации пресловутого газопровода "Северный поток-2". Британия ввела пакет санкций против российских банков и олигархов, причастных к финансированию ОРДЛО (в частности, друзей Путина Тимченко и братьев Ротенбергов). Аналогичные санкции — также связанные с деятельностью в ОРДЛО — введены администрацией американского президента Байдена.
Рубль упал сильнее всего за последние два года
Эти пакеты санкций еще не являются очень болезненными для РФ. Даже с остановкой сертификации "Северного потока-2" российские лоббисты и юристы в Европе смогут бороться — пытаться перекупить немецких политиков, вмешиваться в процессуальные моменты в судебных слушаниях и т.п. Понятное дело, Запад придерживается действительно жестких мер, дабы иметь их на вооружении на случай полномасштабного вторжения войск РФ в Украину — и благодаря этому отпугивать россиян от такого вторжения.
Однако в западных экспертных кругах уже ходят слухи о реально смертельных для путинской России вещах. В частности, вслух обсуждается введение санкций против российского Центрального банка, в котором хранятся валютные резервы РФ (на сумму $640 млрд) и управляет российскими суверенными фондами (еще около $185 млрд). Большая часть этих сумм — это не физические активы (например, золотые слитки) или ценные бумаги в сейфах в Москве, а виртуальные электронные записи на счетах в центральных банках Запада: американской ФРС, европейском ЕЦБ и т.д. Если заморозить эти счета санкциями — Россия по сути через секунду останется без денег для поддержания стабильности собственной экономики. Именно такими методами Запад способен выиграть войну с РФ без единого выстрела, уничтожая россиян экономически.
Обсуждается введение санкций против российского Центрального банка. Если заморозить эти счета — Россия через секунду останется без денег для поддержания стабильности собственной экономики
Украина, находясь в центре событий, конечно, тоже не может избежать экономических последствий. На следующий день после заявлений Путина гривня упала до уровня 29 грн за доллар. Обвалились и котировки украинских облигаций на иностранных рынках, которые, впрочем, и к тому же были критически низкими, ведь с начала российской эскалации Украина остается отрезанной от мировых финансовых рынков.
Но такая реакция рынков не является чем-то неожиданным — когда риски возрастают, рыночные игроки пытаются дополнительно от них защититься, и это нормально. В то же время говорить о дестабилизации или панике, к счастью, тоже не приходится. Население не побежало массово менять гривню на доллары или снимать деньги с банковских депозитов. Согласно свежему опросу Европейской бизнес-ассоциации, 90% бизнеса продолжают работать в штатном режиме, 70% уже подготовили планы на случай значительного ухудшения ситуации.
Несмотря на российское давление, украинская экономика продолжает нормально функционировать, чему помогают высокий уровень резервов НБУ (около $30 млрд) и наличие официальной помощи западных стран и международных организаций.
Украинская экономика продолжает нормально функционировать
Собственно, на эти сильные стороны нам и следует делать ставку в нынешней сложной ситуации. Готовность Запада поддержать Украину финансово во время российской эскалации самая высокая — логично было бы этим воспользоваться и расширить масштабы этой поддержки. Проверенная временем формула деньги в обмен на реформы, согласно которой были построены экономики Польши, Словакии и других успешных восточноевропейских стран, полностью работает и в Украине.
Параллельно с координацией совместного с западными странами ответа на российскую угрозу следует начать диалог о новой модели поддержки нашей страны, которая заключалась бы в предоставлении больших объемов денег через специальные структурные фонды (ориентированы на стимулирование экономического роста) в обмен на амбициозную программу структурных реформ, по аналогии с реформами наших западных соседей. Такой подход вдвойне выгоден для Украины, он позволяет одновременно насытить нашу экономику западными деньгами и провести необходимые для нашего дальнейшего развития реформы — преодолеть коррупцию и создать в нашей стране действительно позитивные условия для экономического развития.
Комментарии