"Доктрина Путина": угроза для Украины и мира в Европе

Для противодействия тем, кто хочет совершить силовую ревизию существующего порядка, одних резолюций недостаточно

Обсуждая 12 февраля с президентом России Владимиром Путиным ситуацию относительно очередной эскалации российских войск вокруг Украины, президент США Джо Байден подчеркнул: "Соединенные Штаты готовы как к дипломатическим усилиям, в координации с союзниками и партнерами, так и к другому сценарию". Впрочем, пока остается неизвестным, прислушается ли хозяин Кремля к советам из Вашингтона, ведь считает крах Советского Союза со всем его могуществом и огромной сферой влияния крупнейшей геополитической катастрофой века. Соответственно свою миссию Путин видит в восстановлении СССР в зените его мощи. И, конечно, это тоже хорошо известно на Западе.

Свою миссию Путин видит в восстановлении СССР в зените его мощи

22 января 2022 года во влиятельном журнале Foreign Affairs была опубликована статья эксперта по американской дипломатии и международных отношений в Центральной и Восточной Европе госпожи Анджелы Стент под названием "Доктрина Путина", в которой она вполне справедливо утверждала, что сегодняшний европейский кризис означает значительно больше, чем возможное членство Украины в НАТО. По ее мнению, в эти дни речь идет о будущем порядка в Европе, возникшем после распада Советского Союза. Трудно не согласиться с Анджелой Стент, которая считает, что ключевыми элементами "Доктрины Путина" является установление и оформление Россией привилегированной сферы влияния на постсоветском пространстве и признание за ней решающего голоса на мировой арене, вроде того, что имел в свое время СССР. Она также обращает внимание на то, что сегодня для Кремля интерпретация государственного суверенитета напоминает советские времена и метко характеризует ее, перефразируя известное изречение Джорджа Орвелла о том, что для Москвы некоторые страны более суверенны, чем другие.

Для Москвы некоторые страны более суверенны, чем другие

Однако мы в Украине еще восемь лет назад видели, что уже тогда в России был сформирован широкий общественно-элитный консенсус вокруг системы внешнеполитических приоритетов, которые в перспективе должны определять алгоритм действий Российской Федерации на международной арене. Такую систему уже тогда можно было назвать "Доктриной Путина". Ее же постулаты были сформулированы им 18 марта 2014 года в известном обращении "по случаю присоединения Крыма".

В частности, тогда многие в Европе и мире обратили внимание на тезисы президента РФ о том, что: "российский народ стал одним из самых разделенных народов в мире", "Россия может вмешиваться там, где есть попытки лишить россиян исторической памяти и родного языка, сделать их объектами принудительной ассимиляции…", "Россия – самостоятельный, активный участник международной жизни, у нее, как и у других государств, есть национальные интересы, которые следует учитывать и уважать", "Россия должна защищать интересы россиян".

В то же время, кажется, только нам в Украине тогда было очевидно, что наглый захват Москвой Крыма станет только началом так называемого "вооруженного мира" в Европе, во время которого будет происходить активная подготовка к новому противостоянию. Мы также видели, что РФ будет стремиться изолировать Украину с тем, чтобы придать будущему конфликту локальный характер, нанести болезненное поражение нашему государству и впоследствии установить свое решающее влияние в регионе. Ведь в Москве уже тогда яростно ненавидели Украину и украинцев, осмелившихся не согласиться с авторитарной моделью управления и антизападной идеологией, которая активно и системно навязывалась (и сегодня продолжает навязываться) Россией в странах СНГ.

Наглый захват Москвой Крыма стал только началом так называемого "вооруженного мира" в Европе

К сожалению, тогда в начале 2014 года международное сообщество не осознало всю опасность возможной реализации "Доктрины Путина". Многие тогда в США и Европе ошибочно считали, что существующий порядок в мире, базирующийся на праве, возможно удержать через осуждение действий Москвы в ООН и только санкциями – к тому же довольно ограниченного характера.

Теперь же история снова настойчиво напоминает о том, что для противодействия тем, кто хочет совершить силовую ревизию существующего порядка, одних резолюций уже явно недостаточно. Остается надеяться, что некоторые исторические уроки трагического ХХ столетия помогут сегодняшним лидерам Евроатлантического сообщества обеспечить постоянный мир и безопасность в Европе и сегодня, и на будущее.

Олег Белоколос, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі