Мир стоит на пороге большого образовательного переполоха
От "бывшей школы" уже все устали
Прошлое уже не определяет будущее. И от этого месседжа система образования задрожала. Она думала, что все будет как обычно. Ведь построена на истории и ретроспективах. Учат тому, что было, а не тому, как будет.
Еще недавно нам рисовали ужасные картинки потребительского ажиотажа, когда люди будут грести товаров всё больше и больше. Но линейные тренды не оправдались. Смотрим. Если человек зарабатывает 10 евро в день, он может съесть, скажем, один гамбургер. При заработке в 20 евро он может себе позволить два гамбургера. А на 30 евро он попробует съесть даже три. Однако если он зарабатывает 100 евро в день, то, скорее всего, он не станет съедать по 10 гамбургеров. Он вообще может больше никогда их не есть и перейти на питание в ресторане.
Таким образом, количественное изменение дохода приводит к качественному изменению образа жизни.
Другой пример. Сто лет назад мечтали о том, что авиарейсы свяжут все аэропорты друг с другом. Но вышло по-другому: маленькие аэропорты связали с крупными — через хабы. Получилась их самоорганизация, но не банально линейная, а нелинейная, двухходовая.
Так и мир. Он развивается нелинейно. И мало ли то, что и как было раньше. Теперь все будет по-другому.
Это я к тому, что сейчас всего лишь несколько лабораторий в мире работают над тем, какой должна быть система образования. Потому что от "прежней школы" устали уже все. Потому что это тупик: учиться 11 лет в школе, 5−6 лет в вузе, потом еще пара дипломов и МВА. А в результате пшик — ни работы достойной, ни доходов.
Учиться 11 лет в школе, 5−6 лет в вузе, потом еще пара дипломов и МВА. А в результате пшик — ни работы достойной, ни доходов
А тут еще неожиданно ковидный онлайн-формат смешал все карты старой модели образования, которая думала, что она еще пару веков так продержится на своем ветхом багаже.
Сейчас родители уже выбирают и перебирают, где учить ребенка — онлайн или офлайн. А наиболее продвинутые родители уже даже разобрались, чем дистанционная-асинхронная школа отличается от онлайн-синхронной-живой школы (а таких, живых — совсем мало).
И если раньше думали над тем, какую ещё более крутую построить школу, как украсить ее архитектурно снаружи и модерново оснастить внутри, то карантины качнули эти мысли людей совсем в другую сторону — в онлайн, где для многих детей и родителей уже совсем не хуже — и процессы, и результаты и перспективы.
Как будет?
Наполовину поменяется куррикулум в школе — учить будут другому, по-другому и другие, ведя к другим целям; у детей ускорится освоение и фильтрация информации, и будет меньше ошибок в силу человеческого фактора. Главное, что дети станут умнее. А то с этим, говорят, сейчас проблема.
На эти результаты и будут заточены глобальные и е-реформы системы образования.
Похоже, что мир стоит на пороге большого образовательного переполоха.
Комментарии