Отключение России от SWIFT будет болезненным
Собственная российская система финансовых платежей – это много шума из ничего
Издания The New York Times 9 января опубликовало на первой полосе прекрасную статью об украинском кризисе и происходящих сейчас дипломатических переговорах. Однако оно ошиблось в одном важном элементе, - пишет Харли Бальцер Atlantic Council.
Рассматривая санкции, которые Вашингтон может наложить на Москву в случае повторного вторжения в Украину, авторы процитировали профессора Синтию Робертс, которая считает, что отключение России от международной платежной системы SWIFT принесет меньше вреда, чем думает Америка. Робертс отметила, что у России есть обширные резервы, и что Банк Китая присоединился к российской версии SWIFT, что потенциально делает это партнерство жизнеспособной альтернативой.
Не так быстро. Пекин неоднократно отвергал предложения Москвы вести взаимную торговлю в своих национальных валютах и гораздо меньше готов исключить доллары из своих валютных резервов.
Пекин неоднократно отвергал предложения Москвы вести взаимную торговлю в своих национальных валютах и гораздо меньше готов исключить доллары из своих валютных резервов
Это правда, что Россия и Китай обсуждали способы уменьшения угрозы от США и Евросоюза, использующих систему SWIFT в качестве санкцыонного оружия.
Когда идея исключения России из SWIFT была впервые предложена после захвата и оккупации украинского Крыма в начале 2014 года, некоторые российские бизнесмены и депутаты заявили, что отрезание от SWIFT будет сродни объявлению войны.
Угрозы исключить Россию из системы SWIFT убедили министерство финансов России, что им нужен запасной вариант. По мере обострения конфронтации вокруг Украины в 2014 году Центральный банк России начал разработку собственной системы финансовых платежей - "Системы передачи финансовых сообщений" или СПФС в качестве альтернативы SWIFT.
Новую систему впервые испытали в декабре 2014 года. Затем в марте 2017 года ее объявили готовой.
В ноябре 2019 года глава российского Центробанка сообщил о планах России и Китая по созданию новой международной платежной системы. Однако пока это остается одним из многих подобных нереализованных предложений.
К февралю 2020 года к СПФС присоединилось более 400 российских банков, что превышает количество российских банков, зарегистрированных в SWIFT. Систему использовали примерно в 20% внутрироссийских трансакций.
Китайское правительство не поощряло присоединение китайских банков к российской системе. На данный момент Банк Китая является единственным китайским членом российской системы
Китайское правительство не поощряло присоединение китайских банков к российской системе. На данный момент Банк Китая является единственным китайским членом российской системы.
Использование СПФС российскими банками почти удвоилось в 2020 году. Стремясь привлечь больше пользователей, Центробанк России снизил затраты и упростил интеграцию с другими платежными системами. Снижение цен побудило российские банки расширить использование СПФС для внутренних платежей. Российские государственные банки в настоящее время покрывают большую часть стоимости этой системы.
Несмотря на этот очевидный прогресс, суть в том, что российская версия SWIFT - это много шума из ничего.
Простое провозглашение некоторых договоренностей на высшем уровне не заменяет международную финансовую систему. Глобальная система SWIFT остается самой влиятельной системой финансовых транзакций в мире. Как следствие, исключение Москвы из этой системы дорого обойдется.
Хотя Россия пытается уменьшить свою зависимость от SWIFT, она остается уязвимой. В сочетании с усилением западных санкций в отношении технологий, которые Россия не может получить от Китая, такого рода финансовые санкции будут иметь серьезные долгосрочные последствия.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии