Неудобные параллели. У Путина аллергия на слово "Голодомор"

Страх перед правдой – "скрепа" путинского режима

То, что происходило в Москве вокруг закрытого показа фильма польской кинематографистки Агнешки Холланд "Гарет Джонс" (в Украине — "Цена правды"), может вызвать удивление и отвращение одновременно.

Сначала в правозащитном центре "Мемориал", где собрались зрители, появляются "титушки", которые просто скандируют "патриотические" лозунги и не могут объяснить, зачем они вообще пришли. Но интересно, что вместе с хулиганами — журналисты пропагандистского канала НТВ. И для меня лично это хорошо знакомая, пройдена на личном опыте технология Кремля. Когда в дни Майдана 2013−2014 годов возле моего дома проводился "пикет" местных "титушек", вместе с ними были журналисты телеканала "112", - пишет Виталий Портников для "Радио Свобода".

А затем в "Мемориале" появляется полиция. Нескольких хулиганов она задерживает, но и зрителей не отпускает, требует от них письменных объяснений, что они здесь делают. Сотрудников "Мемориала" отвозят в ближайшее отделение полиции и держат там до позднего вечера. Но почему?

Никто не дает на этот вопрос четких ответов. Российские СМИ сообщили о срыве показа фильма Агнешки Холланд в нейтральном тоне, они не нашли повода в чем упрекнуть организаторов разрешенного показа фильма, который еще недавно демонстрировался на престижных международных фестивалях. В чем же дело?

Люди, которые собираются вместе посмотреть кино о голоде в Украине, с точки зрения российской власти — уже подозрительны

Дело в аллергии на само слово "Голодомор". Люди, которые собираются вместе посмотреть кино о голоде в Украине и замалчивании этой трагедии большевистским режимом, с точки зрения российской власти — уже подозрительны. Потому что тот, кто посмотрит фильм Холланд, начнет задавать неудобные вопросы: как это могло происходить? Какой была цель Сталина и его сообщников? Почему в современной России о Голодоморе говорят с такой неохотой и стараются изобразить правду о нем почти подрывом тех же "скреп", ну и, конечно, российско-украинского "братства".

Тот, кто видел фильм о Гарете Джонсе, знает, что он не имеет идеологических клише. Режиссер делает акцент прежде всего на трагедии миллионов людей — именно на трагедии, не на национальности, не на этническом происхождении. И одновременно на трагедии самого Гарета Джонса, который — и это отличало его от его коллеги Дюранти — думал не о том, как сохранить хорошие отношения с советским режимом, а о том, как сказать правду.

Режиссер делает акцент прежде всего на трагедии миллионов людей — именно на трагедии, не на национальности, не на этническом происхождении

Для российской власти все это — неприятные и неудобные параллели. Раздражает все, ну буквально все. И напоминание о трагедии, которую российская пропаганда пытается замалчивать, и фигура честного журналиста и демонстрация последствий приспособленчества — очень современная параллель, кстати. И поэтому в "Мемориал" приходят титушки и полицейские. Приходят вместе.

Copyright © 2021 RFE/RL, Inc. Перепечатывается с разрешения Радио Свободная Европа/Радио Свобода

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі