Почему Украине за 5 лет не удалось побороть коррупцию
НАПК создали, чтобы делать фас на кого пошлют
Пять лет назад, 31 августа 2016-го, Национальное агентство по предупреждению коррупции приняло решение о запуске системы электронных деклараций.
Инициатива была половинчатая. Если коррупционер нагреб себе активы, то надо было останавливать тот способ, в который он это получил. А система декларирования призвана просто проявлять какие-то несоразмерности между оцениваемыми доходами, активами. Это попытка уже постфактум поймать коррупционера, и то, если он добровольно все покажет в электронной декларации. Поэтому к борьбе с коррупцией эта система не имеет непосредственного отношения.
В политическом измерении это был сильный шаг. Сами по себе факты декларирования чиновниками, депутатами огромных средств уже вызвали огромную ярость среди народа - честно, не честно были заработаны, это уже никого не интересовало. С точки зрения хайпа - это было прекрасно. Хайп продолжается. А с точки зрения борьбы с коррупцией - близко к нулю.
Система абсолютно бестолковая. Уже не говорю о том, что она была очень неудобна. У сотен тысяч несчастных и совершенно непричастных к коррупции государственных служащих был огромный стресс с заполнением.
С точки зрения программистов система была сырой, непродуманной. Затем ее немножко улучшили, начали вычищать баги. Был продукт неудовлетворительного уровня. Возможно, безопасности там до сих пор нет. Дырявый, недоделанный, на котором очевидно украли огромное количество средств.
Все равно, что по три дня будут подавать декларацию те депутаты, они же такие негодяи, все воруют, пусть мучаются. А с ними и сотни тысяч госслужащих
Никто из лоббистов этой реформы не думал о том, чтобы кому-то было удобно. А задекларированная цель - борьба с коррупцией, оправдывала бы любые страдания миллионов человек. Все равно, что по три дня будут подавать декларацию те депутаты, они же такие негодяи, все воруют, пусть мучаются. А с ними и сотни тысяч госслужащих.
Программисты говорят, что иногда проще построить с нуля новый код, чем пытаться залатать то, что есть. Поэтому можно было бы строить систему с нуля, пригласить отечественных, опытных людей, которые разбираются в праве, финансовой отчетности. Тех, кто разбирается в налоговой, обычной бухгалтерии. Но об этом никто и близко не думал. Кадровая политика была бездарной. НАПК создавали, чтобы делать фас на кого пошлют.
Декларирование должно быть, но на более профессиональных началах.
Игорь Луценко, для Gazeta.ua
Комментарии