Медведчук пытается отменить санкции СНБО. Это на руку Зеленскому
Предел легитимности санкций – в доверии к президенту и неприятии тех, против кого их вводят
Генеральный прокурор Ирина Венедиктова 30 июня решила передать руководство Департаментом надзора по уголовным производствам в отношении преступлений, которые совершили в условиях вооруженного конфликта, Максиму Якубовскому, который связан с "Украинским выбором" Виктора Медведчука. Впоследствии передумала – забрала этот департамент под собственное руководство. 137 дней назад Совет национальной безопасности и обороны наложил санкции против Виктора Медведчука и его жены Оксаны Марченко по статье финансирование терроризма.
Виктор Медведчук пытается отменить санкции в судах, и это на руку Зеленскому и Банковой. Медведчук возглавляет список политиков с наибольшим антирейтингом в стране. Его однозначное неприятие в обществе, отношение как к отрицательному персонажу у большинства населения – легитимизирует использование санкций. Судья, который станет на сторону Медведчука, рискует наткнуться на полное общественное неприятие. Что еще больше усилит поддержку Зеленского в восприятии обществом в "праведной борьбе" против старой системы. Лучшего объекта борьбы, чем именно дискредитированный Медведчук придумать сложно.
Медведчук возглавляет список политиков с наибольшим антирейтингом в стране
В условиях, когда в стране институциональная база государства довольно слаба, отчасти коррумпированная, олигархизированная, внедрять собственную политику президенту через институты почти невозможно. Он вынужден строить внеинституционную вертикаль управления. У каждого гаранта она была своя. У Януковича – смотрящие в регионах и ведомствах, у Порошенко – корпоративный менеджмент на должностях. До них так же появилась олигархическая система. Зеленский нашел свою точку опоры – широкая общественная поддержка решительных, а отчасти и дерзких, шагов. Есть рычаг – СНБО. Опираясь на них, президент может перевернуть украинскую политику. Правда к лучшему, или наоборот, вопрос открытый.
Законно ли это? Отчасти легальность таких решений весьма сомнительна. Но эффективная, при определенных условиях. Если имеет место эффект неожиданности – санкции СНБО пугали. Если за санкциями есть правовая позиция и возможность в судах эту позицию доказать. Или если потери за время доведения в судах необоснованности станут катастрофическими для игрока, против которого ввели санкции СНБО. Или станут несоизмерими с теми выгодами, которые он планировал получить. Тогда объект принимает правила игры, и санкции работают. Для элемента наказания санкции не могут быть эффективными. Суд никто не отменял. Как элемент давления и принуждения к определенным реакциям, но не более – санкции в руках Зеленского оказались достаточно эффективными.
Для элемента наказания санкции не могут быть эффективными. Суд никто не отменял
Эффективность санкционного давления будет зависеть от того, насколько успешно будут устанавливаться новые правила. Если будут восстанавливаться старые, то санкции самодискредитируються. Важно также, как будут работать суды, насколько быстро субъектам под санкциями будет просто изменить их. Здесь время играет против команды президента и против санкций. Будет зависеть эффективность и от того, насколько широкой будет поддержка Зеленского и его действий в обществе. Если подсакционных лиц воспринимать как плохишей – олигархов, коррупционеров, контрабандистов, пособников врага, тогда внеправовые элементы влияния на общество будет толерировать. Если санкции введут несправедливо в глазах общества один-два раза, тогда этот инструмент будут игнорировать.
Сейчас появляется база прецедентов, когда неполноценные санкции входят в правовую коллизию. Например, более 80% таможенников, подозреваемых в коррупции и контрабанде, вернулись к работе. В таких случаях будет борьба легитимностей. Те, кто под принуждением Офиса президента, СНБО и институтов, которые находятся под пристальным контролем действующей власти – будут выполнять решения. А там, где засели старые кадры, есть широкое влияние системы, которое существовало при всех президентах, – будут саботировать. Это будет зависеть от того, насколько активной политической фигурой будет оставаться Зеленский. Фактически санкционный инструмент, отмена указов – это все мощная монументальная крепость на сыпучем песке. Может выглядеть очень строго, но однажды распадется.
Санкционный инструмент, отмена указов – это мощная монументальная крепость на сыпучем песке. Может выглядеть очень строго, но однажды распадется
Можем говорить об определенных элементах ручного управления. И не только в вопросах санкций. Такое управление было присуще всем президентам. Когда государство и его институты неэффективны, а менять их нет возможности, или политической воли, или понимания, или желания, тогда иного способа управлять не существует. Кроме ручного управления, телефонного права, неформальных связей. В случае Зеленского все держится на легитимности в глазах общества. Это формируется из его персонального уровня поддержки, с неприятия политических оппонентов и старой системы, из презумпции его персональной некоррумпированности. Если появится прецедент коррумпированности, или поддержка пойдет ниже ватерлинии, или среди оппонентов появится кто-то с значительной поддержкой и харизмой, тогда система начнет сыпаться.
Предел легитимности санкций – в доверии к Зеленскому и неприятии тех, против кого их вводят. У президента может быть разное окружение, но сам он имеет моральное превосходство в глазах общества от тех, против кого вводит санкции.
Олег Саакян, для Gazeta.ua
Комментарии