Телеканал "Дом" стал милой версии Russia Today
Столь старательно избегают людей, употребляющих "язык ненависти", что набрали себе ватную публику
На украинском государственном телеканале "Дом" в одном из эфиров опубликовали изображение карты России вместе с украинским Крымом. Там заявили о расследовании после того, как это обнаружили зрители. Также руководство вещателя обратилось в Службу безопасности Украины.
Этот телеканал довольно странный. Пытаясь подавать положительную картину на оккупированные территории, они решили, что будут избегать так называемого "языка ненависти" - не называют войну войной, убийц убийцами. Подают себя пушистыми. Это превратило их в милую версию Russia Today. Ничего плохого ни о ком - то же самое, что вообще ничего не говорить.
Неудивительно, что возникают такие случаи. Они настолько старательно избегают людей, употребляющих "язык ненависти", что набрали себе ватную публику. Это обидно. Помню их генерального продюсера, когда он в марте 2014-го был с нами в Донецке. Он имел четкую позицию: называл войну войной, русню - русней. Но потом походил на какие-то курсы, где изучил то, что почему-то называют стандартами ВВС. И создали вещатель, как говорят "ни два, ни полтора". Когда создаешь именно такого вещателя, ты конкурируешь на поле со всей обоймой российских телеканалов. И дело даже не в том, что у них финансирование больше, чем в украинской армии. А в том, что они яркие. Возьмем историю о "распятом мальчике". Я был в Славянске в то время, когда якобы произошла эта история. В городе тогда не было электричества, связи. Людям нужно было как-то между собой координироваться. Мы с коллегой нашли доску объявлений и спустили ее с третьего этажа городского совета на первый, чтобы люди могли писать объявления или послание друг другу. Это правда, так было, но эта правда скучнее истории, что будто мальчика распяли на этой доске и возили в трусиках на танке.
Лучше было бы финансировать ТРК "Крым"
Лучше было бы финансировать ТРК "Крым". Он хорошо делал свое дело, давал четкие месседжи из Украины в Крым. Нужно понять, что ты можешь разговаривать только с тем зрителем, который хочет тебя смотреть. Не может быть украинский канал идентичен российскому. Так не бывает.
В саму концепцию канала "Дом" заложили наивный недостаток, что пушистая версия правды победит реки дерьма, льющиеся с российского телевидения. Я не верю в убеждения с помощью одного телеканала. Это должно быть по примеру "Радио свобода" или ВВС в Советском Союзе - их слушали те, кто хотел знать, что происходит.
Кажется, наш президент достаточно порядочный, но наивный человек. Он учится политическому мышлению, но уже немного поздно. С высокого кресла наука дается сложно. Я уверен, что на бумаге эта история выглядела красиво. Но она кабинетная, не жизнеспособна.
Кажется, наш президент достаточно порядочный, но наивный человек
Тратить несколько миллионный бюджет "Дома" можно эффективнее. Если стоит задача пустить эти средства в пользу государства, то можно обратиться к сообществу, которое разработает четкие правила конкурса и предоставит концепции такого телеканала. И с этого что-то путное получится.
Канал вещает на русском. У многих есть вопросы. Но напомню историю. В 1990-х в Украину приехала Слава Стецько, которая была женой последнего командира УПА, получила украинское гражданство и избиралась в парламент. Первой ее идеей было перевести всю историю Украинской повстанческой армии на русский. Ее спрашивали, для чего? Ответила: "А на каком языке говорят в Донецке и Крыму?". Ответили, что на русском, но это не правильно, так не должно быть. Но она с боевым, революционным опытом. Ей важна конкретика, а не подражание правил. А дяди с усами скобках с Просвиты ее забаллотировали. И эту работу не провели.
Вопрос этот тяжелый. Однако выбор языка вещания должен зависеть от концепта и целевой аудитории. Если ты создаешь что-то подпольное, вроде ВВС в Советском Союзе, то это должно быть на украинском. Если хочешь достучаться до более широких масс на тех территориях и конкурировать с российским телевидением, то должно быть на русском. Но вещи надо называть своими именами. Как должен лечить врач, если ему говорят: у меня что-то где-то то. Пациент должен конкретно сказать: "У меня болит спина". И только тогда можно поставить диагноз и начинать лечение.
Алексей Ковжун, для Gazeta.ua
Комментарии