Цивилизованный мир Россию ассоциирует с Шостаковичем, Украину – с белым пятном

Так мы ничего ни у кого не выиграем

Одно из моих наиболее важных воспоминаний с 1990 годов - как во время эфира тогда очень популярной программы "Пресс-клуб" Киры Прошутинской мы смотрели репортаж о проблемах людей, которым пришлось жить в эпоху перемен. И вот репортер подошел к старой интеллигентной женщине, которая поделилась своей главной проблемой - из радиоэфира исчезли программы классической музыки, а денег, чтобы приобрести проигрыватель, у нее нет...

После этого репортажа в студии началась настоящая битва между известными и популярными людьми за то, кто купит проигрыватель для старушки, а мне стало очень грустно. Я видел одинокого человека, который сам для себя был цивилизацией, которого поддерживали в жизни Бах или Рахманинов и даже этого его лишила логика цивилизационных руин.

Я видел одинокого человека, который сам для себя был цивилизацией, которого поддерживали в жизни Бах или Рахманинов и даже этого его лишила логика цивилизационных руин

Я вспомнил об этом после смерти Мирослава Скорика. Великого композитора, который умер в европейской стране, в которой нет радиостанции классической музыки - ни общественной, ни частной. И, если вспомнить усилия моих подвижников-коллег с Радио Культура, неизвестно еще, есть ли аудитория для этой радиостанции. О том, знает ли мир об украинской музыке, я уже и не говорю.

Каждый день, если я слушаю любую европейскую или американскую классическую радиоволну, я знаю, что услышу знакомые звуки музыки не только Бетховена, Баха или Генделя, но и обязательно Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова или Шнитке. Дворжака или Пендерецкого. Я точно знаю, кого я не услышу - Лятошинского, Леонтовича (за исключением "Щедрика" в Рождество), Ревуцкого, Скорика, Сильвестрова и тому подобное. Украинская композиторская школа не стала достоянием мировой цивилизации не потому, что у нас второстепенные композиторы. Украинскую оперу вы не услышите в мире не потому, что Лысенко, Гулак-Артемовский или Скорик не так интересны как Дворжак или Монюшко. А потому, что нас самих это не интересует. И не интересует нас заинтересованность мира. А потом мы будем говорить о каких-то информационных войнах.

Украинскую оперу вы не услышите в мире не потому, что Лысенко, Гулак-Артемовский или Скорик не так интересны как Дворжак или Монюшко. А потому, что нас самих это не интересует

Друзья мои, пока ассоциацией цивилизованного мира с Россией будет Шостакович, а с Украиной - белое пятно, мы ничего ни у кого не выиграем. И прежде всего - проигрываем самих себя. Потому что мы остаемся жителями страны с незаурядной европейской культурой, большинство населения которой и знать об этой культуре не хочет и государственные институты которой оккупированы невеждами и заробитчанами.

Но в нужный момент все мы находим горькие слова. Не ищите. Просто представьте, как таким людям, как Мирослав Скорик, должно быть горько жить среди нас.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі