Жесткий карантин сохранит человеческие жизни стоимостью до $360 млрд
Такие меры экономически оправданы
Жесткий карантин может позволить сохранить человеческую жизнь стоимостью от 160 до 360 млрд долларов. Это больше годового ВВП Украины (~ 160 млрд долларов в 2020). Поэтому, даже если полные экономические потери от жесткого карантина будут равны годовому ВВП Украины, карантин является оправдан экономически.
Расчеты. Упрощенные и консервативные.
Президент вчера очертил три сценария течения пандемии.
Сценарий А - до 5% больных одновременно.
Сценарий Б - 25% больных одновременно.
Сценарий В - 50% больных одновременно.
Президент сказал, что медицинская система справится в случае сценария А, но не справится при других сценариях. Для простоты, предположим в Украини находится 40 млн человек. То есть медицинская система может одновременно принимать 5% от 40 млн - 2 млн человек.
Медицинская система может одновременно принимать 5% от 40 млн - 2 млн человек
Также, допустим, если система не справляется с коронавирусом, то от коронавируса умрет 2% от тех людей, которые не получают медицинскую помощь. В сценарии Б - это 160 тыс. человек (2% от 10 млн, которые заболеют, минус 2 млн, которые получат медицинскую помощь, то есть 8 млн). В сценарии В - это 360 тыс. человек (дополнительно еще 200 тыс. - 5% от дополнительных 10 млн людей, которые не получат медицинскую помощь).
Какая экономическая стоимость жизни? Для многих этот вопрос циничный! Но экономисты рутинно используют стоимость жизни в расчетах безопасности: инженерной, военной, медицинской. В США используют оценку от нескольких миллионов долларов до 14,5 млн. Но мы беднее страна и наш номинальный ВВП меньше примерно в 20 раз. Пусть экономическая стоимость жизни человека в Украине в 10 раз меньше - 1 миллион долларов (в среднем).
Тогда в сценарии Б, стоимость утраченой человеческой жизни 160 млрд долларов, а в сценарии В - 360 млрд долларов. Если поставить оценку, стоимость жизни меньше - полмиллиона долларов, то потери становятся соответственно 80 и 180 млрд долларов.
Эта оценка методологически похожа на оценку Зингалес для США и Гуриева для России.
Комментарии