Массовые закупки туалетной бумаги – следствие информационной эпидемии
Подливают масла в огонь фотографии в соцсетях с пустыми полками
В интернете про туалетную бумагу - больше всего шуток и мемов. Ее представляют в виде некоего клада, который очень трудно получить, драгоценности, которую можно подарить, ценного трофея.
Сказал бы кто-нибудь мне год назад, что моя фотография с упаковкой туалетной бумаги в фейсбуке наберет почти 600 лайков, никогда бы не поверила! - пишет Ксения Туркова для "Голоса Америки".
Что же такого особенного в туалетной бумаге?
Особенно это вопрос волнует тех, кто родом из Советского Союза. Им (то есть нам) все понятно: в СССР туалетная бумага появилась только в 1970-х, и была страшным дефицитом, за ней отстаивали огромные очереди, а потом гордо надевали на шею, как связку бубликов, и шли домой, вызывая зависть прохожих.
В СССР туалетная бумага появилась только в 1970-х, и была страшным дефицитом, за ней отстаивали огромные очереди
Но почему же туалетная бумага вызывает такую же страсть у жителей Америки, Германии и Австралии? В одном из австралийских супермаркетов три посетительницы подрались из-за упаковки туалетной бумаги.
А 14 марта полиции американского штата Орегон пришлось обратиться к людям с просьбой не звонить по номерам экстренных служб, чтобы пожаловаться, что у них кончилась туалетная бумага.
Причины, через которые люди покупают туалетную бумагу, можно условно разделить на рациональные и иррациональные.
Рациональные:
⁃ Говорят, что из туалетной бумаги получаются лучшие одноразовые маски и дезинфицирующие салфетки.
⁃ Туалетная бумага не портится, она не тяжелая, ее легко схватить с полки и бросить в тележку - лишней не будет.
⁃ Расход туалетной бумаги, по понятным причинам, резко увеличивается, если сидишь дома в карантине, поэтому и нужно запастись.
А вот иррациональные причины:
Слухи. Один из них - из-за роста производства одноразовых масок сократят производство туалетной бумаги. Однако подтверждения этой информации нигде нет.
⁃ Все берут, и я беру - а вдруг действительно потом не будет!
Представьте, что вы сфотографировали пустую полку из-под зубной пасты, или с пустыми ящиками из-под мяса - это совершенно не так прикольно, как сфотографировать полку, где должна быть туалетная бумага
Антрополог, исследователь городских мифов Александра Архипова считает, что массовые закупки туалетной бумаги - не более чем последствия инфодемии, то есть информационной эпидемии, когда соцсети и сми разносят информацию о вирусе быстрее, чем он распространяется.
"Это просто обычное медийное когнитивное искажение. В условиях паники, при необходимости сидеть дома в карантине, никуда не ездить, люди начинают запасаться всем необходимым, всем, что им надо. И покупают, конечно, не только бумагу, сколько сахар, дезинфицирующее средство для рук, зубную пасту, макароны, которые исчезают по всей Италии", - говорит она.
Подливают масла в огонь фотографии в соцсетях с пустыми полками из-под туалетной бумаги.
"Представьте, что вы сфотографировали пустую полку из-под зубной пасты, или с пустыми ящиками из-под мяса - это совершенно не так прикольно, как сфотографировать полку, где должна быть туалетная бумага, и написать об этом пост. И дальше возникает просто обычный медийный эффект, и кажется, что люди покупают только туалетную бумагу", - объясняет она.
В общем, не поддавайтесь инфодемии. Впрочем, шутки, в том числе про туалетную бумагу, от паники очень помогают.
Комментарии