Коронавирус и экономика: что делать государству во время кризиса
Три основных принципа
1. Нужно получить программу МВФ. Без нее экономический кризис в Украине будет намного сильнее. С большой вероятностью значительно вырастут цены на продукты и повысится курс валют. Это приведет к полной потере рейтинга власти и политических последствиям. Сначала на местных выборах. А потом и на национальном уровне.
Для программы МВФ нужно принять банковский закон, который не позволяет возвращения обанкротившихся банков и ограничивает компенсацию бывшим владельцам (это о Приватбанке). Желательно также принять закон об обороте земли. Но этот закон, прежде всего, нужен для экономики Украины. Во-первых, он покажет всем, что структурные (системные) реформы продолжаются. Во-вторых, что президент доводит начатое до конца и имеет достаточно политической власти проводить сложные и непопулярные изменения. И, в-третьих, даст толчок развитию экономики.
Разговоры о том, что бы послать МВФ подальше и объявить дефолт - это вредительство. Эти идеи распространяют или идиоты, или люди, которые хотят создать хаос и панику и заработать на этом
Разговоры о том, что бы послать МВФ подальше и объявить дефолт - это "вредительство". Я согласен с Тимоти Эшем, который в недавнем письме сказал, что эти идеи распространяют или идиоты или люди, которые хотят отбросить Украину в прошлое лет на пять, создать хаос и панику и заработать на этом.
Также существуют полностью необоснованные идеи о том, что можно взять деньги где-то у других партнеров (других стран, местного бизнеса, олигархов и т.д.). Этого не произойдет (возможно, за исключением России, но это мы уже делали и последствия всем известны). Во время кризиса финансовые рынки закрываются, а частные инвесторы становятся более осторожными. Поэтому роль международных финансовых институтов в финансировании Украины становится более весомой. Часто они становятся единственным источником финансирования под приемлемые проценты.
2. Финансовая и налоговая поддержка бизнеса.
Среди мировых экономистов есть консенсус: во время кризиса нужно стимулировать экономику за счет долгов, а во время роста отдавать долги. Что это означает на практике? Увеличение бюджетного дефициту в этом году. Это позволит уменьшить налоги и увеличить бюджетную поддержку людей и бизнеса.
Сейчас есть много хороших и плохих идей о том, как стимулировать экономику. Некоторые предлагают секвестр бюджета и остановку программы "большое строительство". Это плохая идея. Такие действия приведут к уменьшению экономической активности и углублению кризиса. Другие люди предлагают увеличить выплаты по безработице и сделать единовременные выплаты пенсионерам. Это хорошие идеи. Они позволят поддержать людей и бизнес.
Пример не продуманных действий - это уменьшение налогов на недвижимость и землю
Еще один пример не очень продуманных действий - это уменьшение налогов на недвижимость и землю. Во время кризиса нужно уменьшать налоги на бедных и на упрощенной и малый бизнес. А у них не много недвижимости. Более того, для стимулирования экономики эффективнее снижать налоги на бизнес операции и потребления (налог на прибыль, НДС, ЕСВ и т.д.), а не на активы.
Не нужно бояться наращивать бюджетный дефицит во время кризиса
Не нужно бояться наращивать бюджетный дефицит во время кризиса. Наоборот - правильно стимулировать экономику за счет такого дефицита.
3. Максимальная дерегуляция и минимальное ограничение для бизнеса. Во время кризиса нужно очень осторожно вмешиваться в экономику. Почему? Потому что каждое ограничение требует соответствующего приспособления бизнеса или иногда вообще делает невозможным его работу. Это особенно больно во время кризиса. У бизнеса нет свободных ресурсов и даже выживание находится под вопросом. Любые ограничения или изменения правил могут стать последней каплей и, как следствие, привести к банкротству.
Импортозамещение неэффективно во время временного экономического шока из-за коронавируса
Здесь также приведу примеры хороших и плохих предложений. Некоторые предлагают ограничить импорт для улучшения макроэкономической ситуации. Эта идея звучит красиво, но на самом деле плохая. Из-за кризиса у бизнеса и так есть проблемы с поставками для своего производства. Свободная международная торговля предоставляет возможности заместить международных поставщиков, если они перестали быть надежными или подняли цены. Ограничения на импорт делают это замещение сложнее и негативно повлияет на бизнес и рабочие места в Украине. Кто-то может оппонировать и сказать, что ограничения на импорт создаст мотивацию для импортозамещения и развития производства в Украине. Да, такой эффект существует, но он не работает во время кризиса. Импортозамещение требует времени, от месяцев до лет. А существующему бизнесу нужно заменить поставщиков сегодня. То есть импортозамещение неэффективно во время временного экономического шока через коронавирус.
Хорошим примером регулирования во время кризиса является ценовой и количественный контроль товаров первой необходимости
Хорошим примером регулирования во время кризиса является ценовой и количественный контроль товаров первой необходимости. Например, регулирование наценки на медицинские товары или ограничение объема продаж в одни руки. Это позволяет уменьшить негативные последствия паники и экономически необоснованных спекулятивных действий определенных участников рынка.
В итоге:
- нужна программа МВФ и других международных институтов для финансирования бюджета (да, МВФ иногда финансирует и бюджет)
- нужно стимулировать бизнес и поддерживать людей через бюджетный дефицит. Прямая финансовая поддержка может быть действенным инструментом. Не нужно сворачивать государственные программы инвестиций и развития или делать секвестр бюджета;
- нужно минимизировать вмешательство в экономику и максимально где регулировать бизнес.
Комментарии