Анастасия Леухина
Глава ГО "Горизонтали", преподаватель Киевской школы экономики
15.02.2020
11836
3

Тысячи часов на изучение украинского языка потрачены впустую

Здоровую украинизацию правильно начать со школы

Пока все обсуждают проблематику украинского контента в производстве сериалов, влияние культурной среды и телевизора на развитие языка, хочу повернуть взгляд в другую сторону. Поговорить о проблемах с обучением украинскому, которое финансируется нашими налогами — в школах и университетах. Его плохо учат, потому что на выходе мы получаем большое количество людей, которые не способны разговаривать или писать на украинском, - пише Анастасия Леухина для "Новое время".

2015−2016 год. Аттестация в Национальной полиции. Через мои комиссии прошли примерно 2000 кандидатов в различных регионах. Большинство из них имели высшее образование, некоторые — кандидатские или докторские степени, но они не умели разговаривать на украинском.

Аттестация в Национальной полиции. Через мои комиссии прошли примерно 2000 кандидатов в различных регионах. Большинство из них имели высшее образование, некоторые — кандидатские или докторские степени, но они не умели разговаривать на украинском

Отбор новой волны полицейских в патрульную полицию. Я видела примерно 1000 кандидатов из разных регионов. Большинство из них не могли поддерживать простой диалог на украинском языке. Они говорили на суржике, разговаривали на русском, разговаривали смесью обоих в различных диалектах, но не разговаривали на украинском. И от их суржика иногда вяли уши. Я представляла себе, как люди будут реагировать на команды на таком суржике от офицера во время остановки авто или демонстраций. При запуске патрульной полиции мы подготовили для полицейских словарь с подсказками стандартных фраз на украинском. Чтобы они корректно высказывались на государственном языке.

Владение украинским языком — базовое требование к госслужащим или полицейским. Если бы мы отсеивали людей по этому параметру, в патрульной полиции было бы некому служить. И я смотрела на результаты собеседований и думала: после школы или даже вузов с физкультурой провал, с языком — провал, с эмоциональным интеллектом — провал, после специализированных юридических колледжей или вузов с правом — тоже провал. Про английский молчу. Зачем существуют все эти учебные заведения, если большинство людей с дипломами и аттестатами нужно учить заново.

После школы или даже вузов с физкультурой провал, с языком — провал, с эмоциональным интеллектом — провал, после специализированных юридических колледжей или вузов с правом — тоже провал

И это вопрос не к полиции — потому что все эти люди — это срез выпускников школ и университетов, которые не способны пользоваться государственным языком.

Я подсчитала количество часов, которое среднестатистический выпускник университета потратил в школе и университете на обязательные уроки и курсы по украинскому языку. В школе в течение 11 лет только на предметы украинский язык и литература выделено более 3000 часов. В университете или профтехучилище — еще около 200−300 часов в блоке обязательных дисциплин. То есть каждый человек прошел как минимум 3500 аудиторных часов предмета украинский язык и литература, и это не считая обучения на украинском по другим предметам. Мы заплатили за это налогами. Но что получили?

В 2019-м 16% учеников не преодолели пороговый балл ВНО. То есть каждый шестой не только не сдал на минимум, не сдал вообще. И тогда возникает вопрос — на что были потрачены эти тысячи часов? Ведь за такое время можно было не только свой, но и пару иностранных языков выучить. Если учить, конечно.

Результат этих тысяч часов, на которые мы тратим ежегодно миллионы налоговых гривен, зависит от двух факторов: качества программ и качества работы учителей.

Если мы говорим про фокус на ребенке и важность языка в контексте воспитания идентичности, то эти программы необходимо изменить, чтобы дети читали не только про страдания

Программы нужно пересматривать. Школьная программа по языку и литературе мало вдохновляет на изучение и чтение. В ней немало устаревших, исторически не актуальных текстов, немало провинциальности, страданий, пафосных тем, которые не цепляют современных детей. Если мы говорим про фокус на ребенке и важность языка в контексте воспитания идентичности, то эти программы необходимо изменить, чтобы дети читали не только про страдания. Чтобы украинская литература захватывала и влюбляла. Чтобы там звучали современные авторы и идеи, а не только боль, кровь, село и крепостничество.

Если мы заботимся о языке, со всей серьезностью и уважением, стоит сделать так, чтобы все деньги и часы жизни, которые страна тратит на изучение украинского языка, в результате приносили грамотных граждан, умеющих писать, говорить, шутить и творить на украинском. Потому что здоровая украинизация — это долгосрочная задача. И начать со школы — хорошая идея.

Просто загляните в учебники своих детей.

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

3

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Наші автори
Павел Кухта Руководитель по политическим вопросам Киевской школы экономики
Вадим Денисенко Исполнительный директор UIF
Юлия Дукач Аналитик проекта по дезинфомониторингу Texty.org.ua
Дмитрий Ярош Командующий Украинской добровольческой армии