Зеленскому внушают тезис Кремля, который разгоняли при Януковиче
Украине нужно выиграть войну за национальную идентичность
Украинское общество уже длительное время обсуждает заявления президента Владимира Зеленского о политике национальной памяти. У многих обозревателей эти заявления обозначены "мемом" "какая разница", пишет Игорь Лосев для Радио Свобода.
По словам главы государства, неважно, какие памятники ставить в Украине, чьими именами называть улицы, если те улицы хорошо заасфальтированы и освещены. А в интервью израильской прессе президент рассказывал, что, мол, украинцы слишком разные - на востоке имеют одних героев, а на западе - совсем другие. Для этого надо либо смириться с общением различных региональных исторических нарративов или пропагандировать для популяризации нейтральные для всех приемлемые фигуры - писателей, спортсменов, деятелей науки и культуры и так далее.
Идея о наличии многих (по крайней мере двух) различных и несовместимых между собой Украин - это любимый тезис российской пропаганды и ее адептов на украинской территории.
Нельзя одновременно уважать тех, кто воевал за независимость Украины, и тех, кто воевал против ее независимости. Это политическая шизофрения, что разрушит любое государство
До 2014 года практически все выборы проходили с паразитированием на природных различиях между регионами единой страны и на раздувании украинофобии, на провоцировании неприятия украинского языка, культуры и истории. А что же предлагалось взамен? Вместо этого - российско-советская версия истории Украины плюс региональные варианты, вроде заявлений экс-секретаря Донецкого горсовета Николая Левченко (ныне завсегдатого московских телевизионных ток-шоу) о том, что пусть на западе Украины будут свои герои, а на востоке - свои.
Однако, страна, имеющая два разных пантеона национальных героев, долго вместе не продержится. Нельзя одновременно уважать тех, кто воевал за независимость Украины, и тех, кто воевал против ее независимости. Это политическая шизофрения, что разрушит любое государство. Больше с тем, это воспитание антинациональной беспринципности, что теперь сказывается мемом "какая разница".
После 2014 года российско-советское видение украинского прошлого (и настоящего тоже!) существенно девальвировалось, но не претерпело окончательное поражение. Сейчас делаются попытки такое видение возродить.
После провозглашения независимости в 1991 году национальная украинская идея объединяла всю страну.
За какие-то 20 лет западная и центральная Украина (больше всего Киев) практически стали очень близкими друг к другу в национально-политическом отношении. 2014 подтянул к ним юг и часть востока. Лозунг, появившийся на западе, в УПА: "Слава Украине! Героям слава! "Раздается уже и в Сумах, и в Харькове, Днепре, Одессе, Херсоне...
То есть навеяная президенту Зеленскому его окружением концепция "нескольких Украин" уже не работает, хотя ее вопреки реалиям пытаются любой ценой реанимировать.
Если в Украине будут разные герои, с одной стороны те, что боролись за украинское государство, а с другой те, кто воевал за дело Ленина-Сталина-Путина (способствовал тому делу), единой страны не будет.
Нынешняя власть не только не способствует естественному процессу национального единения в Украине, а фактически препятствует ему
Украине, чтобы сохранить территориальную целостность, необходимо, кроме всех войн (обычных, гибридных, экономических, информационных) выиграть еще и войну за украинскую национальную идентичность.
Зеленский с его идеями различных героев пытается вернуть нацию в те времена (до 2014 года), когда Кремль охотно использовал украинские региональные различия в своих интересах по принципу divide et impera! ("Разделяй и властвуй!"). Большинство украинцев в умах и душах уже преодолели этот раскол.
Призывы типа "в разных регионах Украины должны быть разные герои" - это попытка остановить продвижение украинской нации к единству и соборности. Это фактически призывы к национально-политическому регресса и деградации. Нынешняя власть не только не способствует естественному процессу национального единения в Украине, а фактически препятствует ему.