Мы потеряли Украину, когда приняли соглашение о транзите газа

Не поворачивается язык сказать, что стороны договорились

Вена и Берлин, к сожалению, стали территорией сдачи национальных интересов Украины.

19-20 декабря 2019-го войдет в украинскую историю, как потеря уникального исторического шанса. Украина могла наконец освободиться от газово-транзитной "петли" России. Но через недальновидных политиков, их дешевый популизм, некомпетентность и просто предательство, потеряла этот уникальный шанс.

Не поворачивается язык сказать, что стороны договорились. Потому что для этой ситуации больше подходит другое - украинская сторона, стоя на коленях перед российской стороной, вымолила для народа еще одни кабальные условия по транзиту газа на 5 лет.

Кабальными условиями со стороны России предусмотрено, что транзит через территорию Украины может быть только при таких условиях, где:

- украинская сторона отказывается от всех судебных исков, включая штрафы и пени, в Россию на сумму, по приблизительным расчетам $22 млрд;

- украинская сторона снимает аресты с имущества, активов и денежных средств Газпрома;

- украинская сторона отказывается в будущем от любых возможных претензий и исков по контрактам на поставку и транзит от 19 января 2009 года.

Условия больше похожи на репарации, которые выплачивает победителю проигравшая сторона

Такие кабальные условия больше похожи на репарации, которые выплачивает победителю проигравшая сторона. И стиль требований очень похож.

Что предлагают Украине за полную сдачу энергетической безопасности и национальных интересов? Условия, которые больше похожи на аферу:

- вместо нового Оператора ГТС с Газпромом по транзиту имеет отношения снова Нафтогаз. Непонятно зачем было делать анбандлинг?

- вместо контракта на транзит с Газпромом, Нафтогаз подписывает соглашение об организации транзита;

- потом появляется еще один участник процесса, который определяется соглашением об организации транзита - Компания-организатор, некий тамада;

- Компания-организатор подписывает транспортную соглашение с новым Оператором ГТС (начинает напоминать игру в "наперстки", когда надо внимательно следить за руками шулеров), где стороны самостоятельно определяют влиятельные параметры (внимание!) и отсутствие каких-либо штрафных санкций;

- потом НКРЭКУ должна привести типовой договор на транспортировку в соответствии с условиями подписанного транспортного соглашения. Полный беспредел! Оператор ГТС имеет право подписывать договоры на транспортировку по форме и условиям утвержденными регулятором. А не указывать регулятору, какими должны быть условия типового договора;

НКРЭКУ еще должна установить конкурентный тариф, но только такой, который признает Компания-организатор

- НКРЭКУ еще должна установить конкурентный тариф, но только такой, который признает Компания-организатор. А так можно? Ну и еще такой тариф будет соответствовать уровню тарифов на транспортировку в странах Западной и Центральной Европы. Не понятно, а если этот тариф не признает Компания-организатор, считая, что в Европе уровень тарифа другой. Регулятор в роли Золушки, только без хрустальных туфелек. Кто там говорил о независимости регулятора? Когда очень хочется, то можно "сделать его вместе...";

- ЕС до 27 декабря 2019 года должен гарантировать и письменно подтвердить сертификацию Оператора ГТС, как нового Оператора ГТС Украины в соответствии с нормами ЕС, а также законодательством Украины в сфере регулирования транспортировки газа требованиям ЕС. Напоминаю, это требования России, которая не входит в Энергетическую Хартию, не имплементировала энергетического пакета и не признает европейских директив, зато очень умеет всем выставлять условия;

- украинская сторона должна предоставить гарантии, что НКРЭКУ все юридически оформит, что защитит интересы РФ и установит тарифы, которые признает страна-агрессор. После этого остается только публично поцеловать Россию в задницу;

Украинская сторона должна предоставить гарантии, что НКРЭКУ все юридически оформит, что защитит интересы РФ и установит тарифы, которые признает страна-агрессор

- НКРЭКУ до 29 декабря 2019 года должна принять окончательное решение о сертификации нового Оператора ГТС и о выдаче ему лицензии;

- тогда Компания-организатор и оператор ГТС подпишут типовой договор на транспортировку. Где все условия они сами себе определили, нет штрафных санкций и главное, тариф, самый конкурентный - видишь и регулятор согласился. А если регулятор будет непослушным и тариф у него будет неконкурентным, то мы его не признаем! То есть НКРЭКУ должна внести такие изменения в типовой договор, которые ей скажут и конкурентный тариф должна утвердить только такой, который признает Компания-организатор. Интересный ракурс независимости регулятора;

- после выполнения всех вышеуказанных условий Компания-организатор обратится за бронированием следующих мощностей: 2020 - 65 млрд куб. м; 2021 - 40 млрд куб. м; 2022 - 40 млрд куб. м; 2023 - 40 млрд куб. м; 2024 - 40 млрд куб. м.

Если Украина выполнит все условия, тогда страна-агрессор рассмотрит возможность поставок газа в Украину по цене немецкого хаба. Но там скорее всего будет свой перечень требований и думаю, что он не будет меньше этого.

Теперь понятно, зачем так сложно и незаконно создавали Оператора ГТС. Главная цель - контроль над денежными поступлениями за "большой" транзит, чтобы все их получала только определенная компания. В данном случае Компания-организатор с непрозрачными собственниками и страной происхождения. Европейские компании никогда не согласились бы на такую откровенную аферу, а со страной-агрессором это уже не в первый раз. Позорный опыт "сотрудничества" с компаниями Могилевича и Фирташа очень пригодился новоизбранной власти.

Главная цель - контроль над денежными поступлениями за "большой" транзит, чтобы все их получала только определенная компания

Можно ли было все это сделать законно, прозрачно с государственническим стратегическим подходом к национальным и энергетическим интересам Украины? Можно и нужно! Но для этого надо власть, которая будет видеть дальше своего собственного кармана, будет стратегически дальновидной, профессиональной и компетентной.

Никто не мешал правительству Гройсмана и Гончарука создать законного Оператора ГТС, путем передачи акций Укртрансгаза в управление тому же Минфина. Подписать с европейскими компаниями контракты на транзит на 5-10 лет. Тогда сегодня не нужны были бы эти позорные переговоры со страной-агрессором, не надо было бы так унижаться и отказываться от судебных исков, в том числе компенсаций за потери на Востоке и в Крыму, снимать арест с активов Газпрома и отказываться от любых претензий в РФ в будущем.

Но тогда контракт и большую прибыль получил бы Оператор ГТС напрямую, а все остальные потеряли влияние, возможность регулировать, "дерибанить" деньги от транзита и стали бы ненужными. Власть могла, но не сделала...

Теперь же Россия получит репарации и полную энергетическую капитуляцию Украины. Нафтогаз вместе с Компанией-организатором получат полный контроль над деньгами за транзит. Вновь Оператор ГТС так и будет только зависимым исполнителем с постоянными убытками и требованиями снова и снова поднимать тариф на транспортировку. НКРЭКУ может забыть о своей независимости и будет привыкать к роли Золушки без хрустальных туфелек. Украина начнет свой печальный путь к потере статуса страны-транзитера.

Мария Яковлева, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Наші автори
Евгения Кузнецова Писательница
Антон Сененко Cтарший научный сотрудник Института физики НАН Украины
Андрей Веселовский Дипломат, бывший представитель Украины в Европейском Союзе
Елена Подолян Психотерапевт, директор ОО "Форпост"
Мирослава Барчук Журналист