Более 20 лет власть относилась к военно-морским силам, как к чемодану без ручки
Опасность промосковского реванша надо свести на нет
События ноября 2018 года в Керченском проливе снова стали для руководства Украины неожиданностью. Хотя рассчитать шаги России после оккупации и аннексии Крыма было не так уж и сложно.
Понятно было, что враг попытается заблокировать Украину в Азовском море (а после возведения Крымского моста это стало неизбежным). Ясно, что теперь будет пытаться заблокировать и северо-западную часть Черного моря - Одессу, Николаев, Очаков, Херсон, - пишет Игорь Лосев для "Радио Свобода".
Не надо быть глубоким аналитиком, чтобы увидеть, что отсутствие украинских Военно-морских сил (формально существуют, но практически без серьезного корабельного состава) ведет к катастрофическим геополитическим последствиям, когда Украина будет отрезана от моря, превращена в провинциальную державку с минимальным геополитическим весом, и собственный юг удержать станет очень трудно. Более 20 лет власть относилась к ВМСУ как к чемодану без ручки: нести неудобно, а бросить жалко. Поэтому новые корабли почти не строились, мол, дорого. Но отсутствие флота стоит гораздо дороже. Как говорят британцы: "Флот существует, поэтому многое не произошло". Имеется в виду плохого.
Как говорят британцы: "Флот существует, поэтому многое не произошло". Имеется в виду плохого
Власти и обществу надо осознать простую истину: не будет мощного военного флота - не будет в Украине моря, а потому не будет и юга. А собственно море - большой подарок судьбы, бонус от истории. Страны без выхода к морю чувствуют этот недостаток в экономическом, логистической и геополитическом развитии.
События в Керченском проливе дали еще и некоторые другие уроки. В оккупированном Крыму немало крымчан продемонстрировали солидарность с украинскими военнопленными моряками. Несмотря на мифы о тотальной пророссийскости Крыма, для многих крымчан Украина до сих пор остается своей страной, а украинские матросы и офицеры - своими ребятами. Некоторые эксперты считают, что российские власти именно потому быстро вывезли украинских пленников из Крыма в Москву - чтобы не провоцировать на полуострове настроения сочувствия к ним.
Сейчас в Киеве признают, что некоторые регионы Украины были с 1991 года практически отданы на растерзание российскому пропагандистскому зомбированию. Прежде всего это касается Крыма. Например, в Севастополе, городе с населением в 370 тыс. человек издавалось и бесплатно распространялось два десятка пророссийских пропагандистских газет. Вся пресса Севастополя разделялась (за исключением печатного органа ВМСУ газеты "Флот України" и журнала "Морська держава") на патологически антиукраинскую, остро антиукраинскую и умеренно антиукраинскую.
Что принципиально нового может добавить нынешняя пропаганда оккупантов к той антиукраинской вакханалии, что бушевала в украинском Крыму при Кравчуке, Кучме, Ющенко, не говоря уже о Януковиче? В этом заключается своеобразный пропагандистский парадокс нынешнего Крыма.
А некоторые политические деятели Украины выступили де-факто соучастниками российской пропаганды. Помню, как были совершенно деморализованы офицеры ВМСУ в Севастополе, когда главный представитель режима Кучмы Владимир Литвин, находясь в Москве, заявил: "Безопасность Украины на Черном море может гарантировать Черноморский флот Российской Федерации".
Участие многих крымчан в сборе средств, одежды, медикаментов и продовольствия для пленных украинцев, когда люди рисковали под видеокамерами ФСБ, свидетельствует о определенном ментальном дрейфе в Крыму
Участие многих крымчан в сборе средств, одежды, медикаментов и продовольствия для пленных украинцев, когда люди рисковали под видеокамерами ФСБ, свидетельствует о определенном ментальном дрейфе в Крыму. Оккупационная власть держится на насилии и лжи, в меньшей степени на финансовых подачках. И еще на смутной политике материковой Украины, которой пока нечем похвастаться перед соотечественниками в Крыму.
Чем Украина могла бы им помочь? Чем помочь положительным ментальным процессам в Крыму, где люди устают бояться? Прежде всего тем, что материковая Украина должна стать прогрессивным государством со строго ограниченной коррупцией и минимальной бюрократией, где внутренний враг является изолированным, а не процветает на верхних этажах власти. А главное, где опасность промосковского реванша сведено на нет.
Но нынешняя вакханалия промосковских пропагандистских СМИ в материковой Украине дает основания утверждать, что выводов из трагической судьбы Крыма и Донбасса не сделано.
Текст сокращен
Copyright © 2018 RFE/ RL, Inc. Перепечатывается с разрешения Радио Свободная Европа/ Радио Свобода
Комментарии