Будапештский меморандум вряд ли худшая писулька за "Минск"
Альтернативу надо искать уже сейчас
Юлия Тимошенко на своем "форуме безопасности" 30 октября подняла вопрос отказа от "безальтернативного Минска". Зато говорила о введении формата "Будапешт +". То есть привлечении к урегулированию конфликта гарантов безопасности Украины в так называемом Будапештском меморандуме (договор 1994 года, по которому Россия, США и Великобритания дали Украине гарантии территориальной целостности в обмен на ядерное разоружение. - Gazeta.ua).
Тот факт, что этот вопрос прозвучал от лидера президентской гонки, вызвал бурную реакцию. Но обсуждали не саму идею, а персоналии Тимошенко.
Но если абстрагироваться, следует признать несколько важных обстоятельств.
Тезис о том, что нет смысла повторять о "безальтернативности Минска", в общем верный. Собственно, эту фразу о "безальтернативности Минска" у нас говорят только для того, чтобы угодить "западным партнерам". При этом сами постоянно твердят, что этот "Минск" никто выполнять не будет. Что он только для санкций. То есть, тезис об альтернативности Минска заложен в самом тезисе о безальтернативности.
Фразу о "безальтернативности Минска" у нас говорят только для того, чтобы угодить "западным партнерам"
Ну вот представим себе. Начинается выполнение "безальтернативного Минска". Амнистия, выборы, изменения в Конституцию, "народные милиции". Прекрасно, правда?
Поэтому вполне логично, что альтернативу "Минску" надо искать уже сейчас.
Ну и тезис о "Будапешт +" - не лишеная смысла альтернатива. По крайней мере, для начала.
Да, я читал Будапештский меморандум. Да, я знаю, что конкретики там нет. Но есть один пункт - обязательство проводить консультации. Чем не база для переговорного процесса? И вряд ли хуже, чем писулька, заверенная бывшим президентом и двумя недействительными "лидерами" непризнанных образований.
Ну и еще. Как бы там ни было, Меморандум - это, по меньшей мере, моральное обязательство. Для нас, кто вырос в "постсовке" - это пустые слова. Но для США моральные обязательства страны, претендующей на моральное лидерство, не являются пустым звуком. Конечно, это не причина для того, чтобы лететь помогать Украине, но и игнорировать этот факт, если на нем акцентировать, нельзя.
Очевидно, "Минск" доживает до конца. Подписанты идут из политики (или из жизни). Франция теряет интерес к Эммануэлю Макрону. Не ясно, что будет делать Германия после Ангелы Меркель. Поэтому вопрос о том, что будет после "Минска", вполне логичен.
Комментарии