Как бороться с детской жадностью

Это - мое!

Когда мы говорим о жадности, то традиционно воспринимаем ее как порок, позорный недостаток, от которого быстрее надо избавиться. Хорошие родители старательно и быстро пытаются перевоспитать своего ребенка, когда он не хочет делиться своими вещами с другими детьми или взрослыми.

Однако, в этом процессе следует быть осторожным и не травмировать детскую психику, ухудшив ситуацию еще больше.

Уверена, что не найдется таких родителей, чьи дети ни разу в жизни не демонстрировали нежелание с кем-то чем-то делиться, или наоборот хотели иметь что-то такое, что есть у других. Это нормально, потому что детская жадность у младших дошкольников является закономерной стадией развития ребенка, а не пробелом в воспитании.

Детская жадность у младших дошкольников является закономерной стадией развития ребенка, а не пробелом в воспитании

Первые проявления жадности родители могут заметить ближе к двум годам малыша, когда он не хочет делиться с другими детьми игрушками на площадке, или наоборот активно пытается завладеть чужими игрушками, не оставляет что-нибудь вкусненькое своим родным.

В 2-3 года ребенок воспринимает вещи, которые ему принадлежат, как часть, продолжение себя. Все, к чему он может дотянуться, взять, по его мнению, принадлежит ему и желание делиться этим с другими не возникает. Любые попытки взять у него без разрешения вещи воспринимаются как нарушение границ. Ребенок начинает защищать свою собственность и капризничает. Такой нарочный отбор вещей, обесценивание взрослыми права ребенка иметь и защищать свои вещи, в будущем приводит к тому, что человек теряет ценность владения чем-то, безответственно относится к вещам и своей жизни в целом, не знает чего хочет.

В 2-3 года ребенок воспринимает вещи, которые ему принадлежат, как часть себя

Такое детское нежелание делиться чем-то своим со временем довольно быстро проходит, если за этим не кроются определенные психологические проблемы. Например, ревность старших детей к младшим, недостаток родительского внимания, застенчивость ребенка.

Уже в 3-4 года ребенок начинает хорошо понимать себя, свои границы, понимать, что есть "мое" и "не мое". Вещи перестают быть "частью" ребенка, а воспринимаются им как средство общения с другими. Ребенок в этом возрасте начинает активно использовать свои вещи для налаживания отношений с другими детьми и взрослыми. Он понимает, что поделившись своей вещью, получает уникальную возможность играть вместе с другими детьми. А играть вместе в этом возрасте гораздо интереснее, потому что это период активной социализации ребенка.

Как следует родителям реагировать на проявление детской жадности?

Прежде всего родители сами должны быть хорошим примером того, что следует делиться, угощать других, когда угостили тебя. Учитесь делиться между собой дома еще с маленького возраста. Поощряйте ребенка делиться с другими детьми или родственниками.

Родители должны быть хорошим примером того, что следует делиться

Если ребенок не хочет делиться и капризничает, в первую очередь, его следует успокоить и дать понять, что вы его поддерживаете. Когда малыш успокоится, спросить, хочет ли он поделиться своей игрушкой. Возможно, он захочет поделиться через несколько минут, когда сам поиграет. В такой ситуации ребенок понимает, что родители его поддерживают, что они рядом, и он может чувствовать себя безопасно, а значит от такой важной "частицы себя" можно на время отказаться.

Если же родители будут ругать своего малыша, он будет воспринимать это как поддержку другого ребенка и нелюбовь родителей к нему. А потому шансов, что он поделится игрушкой, еще меньше. Наоборот - может возникнуть негативное отношение к другому ребенку.

Стоит проговорить эту ситуацию, почему так случилось, что малыш чувствовал, почему он это чувствовал. Если он не хотел делиться именно этой игрушкой, потому что она очень дорога ему, в следующий раз вы посоветуете ему не брать эту игрушку с собой, чтобы не провоцировать подобную ситуацию. Ребенку стоит объяснять, что все те вещи, которые он берет с собой в детский коллектив, могут привлечь других детей, а значит он должен быть готов с ними делиться. Если он какой-то вещью делиться не готов, то она остается дома.

Легче делиться чем-то в процессе обмена. Тогда у ребенка не возникает ощущения, что он что-то потерял

Легче делиться чем-то в процессе обмена: "Я тебе дам машинку, а ты мне работа". Тогда у ребенка не возникает ощущения, что он что-то потерял. Потому что всегда есть гарантия, что это вернут.

Можно устанавливать правила и время. Например, "Маша возьмет твою куклу, а ты ее зайчика, но мы будем идти домой, то вернем игрушки друг другу".

Легче делиться, когда у ребенка есть что-то в определенном количестве, например, печенье. Ваш малыш с радостью поделится тремя-четырьмя, если у него их десять.

Однако точно не стоит ругать ребенка или стыдить, особенно при других, за нежелание делиться. Помните, что ребенок вам безапелляционно верит. И если вы будете говорить, что ваш ребенок добрый и щедрый, то так он и будет себя вести. И наоборот, если вы регулярно напоминаете малышу, что он "жадина", то именно таким он и будет.

Не стоит ругать ребенка или стыдить, особенно при других, за нежелание делиться

Не отбирайте у ребенка игрушки или вещи силой, потому что тогда он сделает вывод, что так можно и в других отбирать. Кто сильнее, того и игрушка. Потом конфликтов точно не избежать. А вместо воспитания щедрого человека, будут проявления агрессии и недовольства.

Спрашивая ребенка разрешения взять его вещи даже дома, вы демонстрируете уважение к нему, к его пространству, к его правам владеть вещами. Так вы уже показываете пример, как следует уважать границы других, чтобы и твои пределы тоже уважали.

Не могут игрушки и вещи старшего ребенка автоматически перейти в наследство младшему

Особое внимание стоит обратить родителям, у которых есть несколько детей. Традиционно принято, что старший имеет безапелляционно поделиться с младшим. Однако это нарушает права старшего ребенка, а меньшего не учит уважать границы других. Не могут игрушки и вещи старшего ребенка автоматически перейти в наследство младшему. Стоит предложить старшему поделиться или подарить какие-то вещи. Только когда ребенок согласится, можно давать эти вещи младшему ребенку. Идеально, чтобы это был такой ритуал дарования. Иначе между братьями и сестрами будет возникать вражда, а конфликты и недовольство только расти. Они их потом успешно переносят и во взрослую жизнь, обвиняя друг друга, кому больше досталось, а кто был обездоленным в детстве.

Ирина Губеладзе, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи