Почему не все радуются участию Украины в Каннах
Борьба зрады и перемоги
На 71-м Каннском кинофестивале в двух престижных конкурсных программах участвуют украинские ленты. Впрочем, как оказывается, не все соотечественники радуются по этому поводу, - пишет Лена Чиченин для espreso.tv.
Казалось бы, где уж тут искать зраду, но если поставить такую цель, то возможно все. Итак, давайте разбираться. Лента "Женщина на войне". Она попала в программу "Неделя критики", задача которой показать фильмы режиссеров, которые, по мнению отборщиков, имеют все шансы стать серьезными мастерами.
Режиссер ленты - Бенедикт Эрлингссон, как видим, никакой не украинец, а исландец. Главная героиня тоже исландка - женщина, которая самостоятельно берется защищать природу этой страны. Так при чем здесь Украина вообще? Европейцы не увидят отечественных реалий, не узнают про нашу войну и про российскую агрессию. Чему радоваться? К тому же, на эту историю ушли деньги налогоплательщиков, поскольку "Женщина на войне" победила на 10-м питчинге Госкино.
Главная героиня фильма "Женщина на войне" - исландка, которая самостоятельно берется защищать природу этой страны. Так при чем здесь Украина вообще?
На самом деле, Фильм стал копродукцией трех стран - Украины, Исландии и Франции. С нашей стороны имело место не только финансирование, но и работа части съемочной группы, второй режиссер, продюсер, костюмер, часть актеров, графические дизайнеры, художник-декоратор и видеоинженер. Часть съемок происходила тоже на территории Украины.
Но для многих украинцев этого мало. Они считают, что всевозможные копродукции - это все не то, потому что отечественный фильм должен быть таким на сто процентов. Впрочем, не так все просто в современном киномире. Снимать "на троих" а то и более - абсолютная норма.
Украинцы считают, что всевозможные копродукции - это все не то, потому что отечественный фильм должен быть таким полностью
Собственно, все эти масштабные кинорынки на Каннах, Берлине, Венеции созданы для поиска международных партнеров. Для развития индустрии, налаживания связей и выхода в мировой контекст важнее сам факт участия в процессе. Если сотрудничество всех удовлетворило, то украинские компании получат определенную репутацию, а, следовательно, и новых партнеров.
Со вторым украинским фильмом на Каннах ситуация еще сложнее. Речь идет о "Донбассе" Сергея Лозницы. Его показали в программе "Особый взгляд". Здесь тоже копродукция - Украина, Германия, Франция, Нидерланды, Румыния.
Со вторым украинским фильмом на Каннах ситуация еще сложнее. Речь идет о "Донбассе" Сергея Лозницы
"Зрада" в этом случае строится на самом Лознице. Потому что он какой-то неукраинский. Даже антиукраинский. Что хорошего этот человек может снять о такой раздражающей теме как российско-украинская война? Что подумают европейцы? Не будет ли его фильм на пользу агрессору?
Сергей Лозница и действительно долгое время работал в России. Много его картин описывают тамошнюю действительность. Но все же, он гражданин Украины, ныне живущий в Германии. Ситуация со всем этим настолько запутана, что вполне можно ставить хештег "лозницанаш".
Ситуация со всем этим настолько запутана, что вполне можно ставить хештег "лозницанаш"
Украинская Википедия определяет его как "российского режиссера белорусско-украинского происхождения". Российская - как "украинского режиссёра белорусского происхождения". Сам Лозница, похоже, считает себя космополитом, ибо все равно спокойно реагирует, когда его представляют двумя различными способами.
Россияне предпочитают затянуть его на свою сторону. И это неудивительно - режиссер постоянный участник престижных фестивалей, у него довольно громкое имя, к его мнению прислушиваются и на его ленты ждут. Конечно, России выгодно, чтобы в мире его считали их. Даже несмотря на то, что в фильмах Лозницы РФ - это какая-то страна идиотов, запуганных граждан без чувства собственного достоинства и тотального неуважения к человеку.
В фильмах Лозницы РФ - это какая-то страна идиотов, запуганных граждан без чувства собственного достоинства и тотального неуважения к человеку
Украина пытается тоже побороться за режиссера. Но существуют мнения о том, что, может, не стоит этого делать. И здесь прежде всего вспоминают документальный фильм "Майдан", который тоже в свое время показали на Каннском кинофестивале. Мировые критики его оценили суперпозитивно, но в украинцев возникли вопросы. Чаще всего реакция была такой: "На Майдане такого не было".
И действительно, эта лента существенно отличается от всего того, что сняли режиссеры о Революции Достоинства. Обычно она изображалась более героичной, динамичной, красивой и местами даже с глянцевостью. Лозница же снял фильм с авторским взглядом, который не предполагает ни пропаганды, ни создания возвышенных чувств, ни вот этого "представления Украины в мире". Да и, к тому же, выдержать длиннющие кадры по несколько минут под силу далеко не каждому, арт-хаус как-не-как.
Фильм Лозницы показывает всю суть Евромайдана, трансформацию, которая происходит с украинским народом - невероятное желание перехода от совка к цивилизованному обществу
Это глубокая, многоуровневая работа, которая, как мне кажется, глубже других показывает всю суть Евромайдана, ту трансформацию, которая происходит с украинским народом - переход, а скорее невероятное желание перехода от совка к цивилизованному обществу. И да, Майдан у Лозницы - это нечто далекое от европейской эстетики. Мы видим помещение с активистами, где все стены заклеены какими-то бумажками, плакатами, объявлениями.
Пространство завалено кучей хлама, сами люди одеты преимущественно в постсоветском "сером" стиле. Со сцены слышится какая-то шароварщина - как музыкальная, так и поэтическая. Знаменитая песня "Витя, чао!" - это же абсолютная квинтэссенция постсоветскости. Но вместе с тем мы видим людей, которые хотят вытащить сами себя из этого болота, хоть за волосы, хоть за уши.
Сам же Сергей Лозница в одном интервью сказал, что после распада СССР в Украине успели родиться "живые" люди, которые готовы бороться за то, чтобы жить в гражданском обществе. В то время как Россия идет в совершенно противоположную сторону.
После распада СССР в Украине успели родиться "живые" люди, которые готовы бороться за то, чтобы жить в гражданском обществе. Россия идет в противоположную сторону
От себя же добавлю, что цивилизованное, гражданское общество, в частности, построено на уважении. Как к себе и к своим правам, так и к другим. В частности, это и право на собственное мнение, которое может отличаться от вашего. У нас же до сих пор путают это право с российской пропагандой. Если присмотреться, то разница существенная, стоит учиться ее видеть. Ну и, конечно, не разбрасываться своими талантами, как мы это любим делать. Ибо звезды мировой культуры украинского происхождения, которые должны реализовываться, в частности, и в России - это тема отдельного и большого разговора.
Перепечатывается с разрешения автора
Комментарии