Русскую культуру до сих пор знаем лучше, чем свою. Это диагноз
Своей культуре надо учиться. Это связано с твоей безопасностью
Упс, получается, что мой коммент к статье А.Санченка прочитали уже больше людей, чем саму статью. Но статью стоит прочитать не только чтобы понимать, что именно я комментирую, но и потому, что автор там проговаривает некоторые базовые вещи, которые должны всем участникам дискуссии быть самоочевидны, но такими, к сожалению, не являются.
И из них №1 - это главная примета всякого колониализма: колониализм - это когда вы культуру колонизатора знаете лучше, чем свою.
Колониализм - это когда вы культуру колонизатора знаете лучше, чем свою
Это элементарно, Ватсон, и описано во всех учебниках по postcolonial studies. Нам остается просто это осознать: мы все, без различия возраста и уровня образования, до сих пор знаем русскую культуру лучше, чем свою. Это диагноз, в котором просто надо дать себе отчет (Санченко именно об этом и пишет) - и того не стесняться (ибо не наша в том вина "как покойничка кормили, так он и выглядит"!), и не быковать, рассказывая, что это потому, что "русская лучше", потому что это очень смешно звучит в XXI-м веке (и возражения по линии "нет, наша лучше" тоже смешны, и Санченко тоже об этом пишет), - потому что та часть человечества, которая запускает теслу на Марс, эту тему "проехала" еще в XIX-м в., - и мы там были, мед-пиво пили, и когда старенький Панько Кулиш, несколько одичалый на старость, заявил, что, мол, "стыд нам, что мы не выработали себе культуры, равной польской, и наши Сапеги, Жовковские, Черторийские и т. д. должны были из-за того прильнуть к польскому обществу", - то первым, кто обсмеял дедушку во все горло, был Франко. Неужели, желчно спросил он, Кулиш искренне верит, что Сапеги, Жовковские и т.д. прильнули к польскому обществу потому, что оно было "культурным" - а не потому, что оно было господствующим? (С)
Главный секрет "культурной привлекательности колонизатора" - у него власть. Деньги и ресурсы, учитель в школе, поп в церкви, жандарм на углу
Ведь именно это и есть главный секрет "культурной привлекательности колонизатора", всегда и везде, - что у него власть. Деньги и ресурсы, учитель в школе, поп в церкви, жандарм на углу: знание культуры колонизатора обещает туземцам те прямые и немедленные дивиденды, которых невозможно ожидать от своей.
За 130 прошлых лет этот тезис Франко стал общим местом. По состоянию на ХХІ в. человечество (та его часть, которая запускает теслы в космос) согласилось на том, что культуры не бывают "лучшие" и "худшие", а бывают только "свои и чужие", и несколько науч. дисциплин специально изучают механизмы подмены "своего чужим" в условиях колониализма. На эту тему написаны горы книг, снято горы фильмов, и только некоторые гордые "борисфенци" из всех своих нахмуренных бровей все еще делают вид, будто к нам это все никакого отношения не имеет.
Вот для них Санченко и пишет - о том, как он сам боролся со своей solid colonial education (c) (ушел в 1990-е, вторым образованием, учиться на украинистику - рецепт не универсален, не каждому подойдет), но как принцип - что своей культуры надо учиться, и есть прямой смысл как-то находить на то время, потому что это связано с твоей персональной безопасностью, - этот опыт безусловно заслуживает стать, как говорил Кант, "принципом общего законодательства" (с).
И у меня тоже был подобный опыт - в начале 1990-х я поехала в США преподавать Ukrainian culture, чтобы самой ее научиться.
Нету стыда в том, чтобы не знать. Стыдно - лишать кого-то нужного знания - то же, что обманывать
Так что - нет; нет стыда в том, чтобы не знать. Стыдно - лишать кого-то (индивидов, группы, народы ...) нужного им знания (то же, что обманывать).
И уже совсем, совсем "стыд и позор", и "завал кармы" собственными руками - это добровольно помогать тому, кто обманывает.
Перевод - Gazeta.ua