Креатив вместо "хорошего" апокалипсиса. Чем живет современная цивилизация
Или почему все вокруг такие инфантильные
Весь ХIХ и почти весь ХХ век "западная цивилизация" (и мы тоже) искала Окончательную Истину. Большой финал. Ответы на вопрос, чем все закончится. Чем закончится наша история.
От Гегеля до Фукуямы Европу и Америку просто разрывала мысль о "хорошем" апокалипсисе. "Когда все закончится", когда люди достигнут Окончательной Истины, наступит окончательный мир, окончательный социализм, окончательный либерализм, окончательный патриотизм - наступит Большое Наконец.
Мы продолжаем мечтать в логике Большого Наконец. Нам кажется, что Европа - это наш рай
Когда сегодня мы, из Восточной Европы, смотрим на Европу западную, мы часто продолжаем мечтать в логике Большого Наконец. Нам кажется, что Европа - это наш рай, и как только мы в него попадем, будет свет, счастье, драгзсексэндрокнролл, подстриженные газоны, высокие зарплаты и дешевое вино с ароматными сырами. Но мы не замечаем, как все изменилось.
Западный мир давно не мыслит в терминах Большого Завершения. Он мыслит в терминах маленьких начал. Ему неинтересно, как все закончится - ему интересно, как все начинается. Каждая отдельная вещь, каждая отдельная история. Поэтому вопрос о конце истории незаметно заменился вопросом о началах историй (во множественном числе) - то есть о том, как постоянно создавать что-то новое. Там, где сто лет назад говорили о "завершающемся этапе классовой борьбы" и "окончательном решении", сегодня говорят о "креатифффе".
Западный мир давно не мыслит в терминах Большого Завершения. Он мыслит в терминах маленьких начал
А что такое (в идеале) "креатиффф"? Это стремление создать то, чего никогда раньше не было. То есть влюбленность в будущее. И (в определенной степени) в небытие. Глубокая медитация в поле того, чего еще не существует. Каждый арт-директор среднего звена - в душе сартрианец-экзистенциалист, потому что знает, что его свобода - это способность создать что-то новое (в частности себя) из ничего.
Мечты о Великом Завершении и Окончательной Истине наделали много бед. Потому что они требовали от людей абсолютного подчинения. Верь в Окончательную Истину или будешь уничтожен, говорили эти мечты. Слава Богу, что мы (частично) освободились от этого.
Мечты о Великом Завершении наделали много бед. Потому что требовали абсолютного подчинения. Верь в Окончательную Истину или будешь уничтожен. Слава Богу, что мы освободились от этого
Мечты о начале, в этом смысле, значительно гуманнее. Они придают смысл жизни - потому что всегда можно что-то начать заново. Родить ребенка, написать новую книгу, создать новую технологию, по-новому организовать людей. Жизнь всегда имеет продолжение.
Но есть один большой недостаток этого мышления, этой влюбленности в Начало. Это полная глухота к вопросу о том, "чем это все закончится". Которая порой порождает безответственность за последствия. Мы живем в мире, где люди любят начинать - но не любят доводить до конца.
Мы живем в мире, где люди любят начинать - но не любят доводить до конца
Поэтому все вокруг часто такие инфантильные. Политики, бизнесмены, футбольные игроки и арабские шейхи, саакашвили и порошенки любят начинать, но не знают, что будет дальше. Жизнь для них - это просто разные мультфильмы и приключенческие истории: ты можешь перейти с одного канала на другой легким нажатием клавиши, и тебе ничего за это не будет. Множественность островков, где можно прыгать от одного к другому.
Это классно, но часто инфантильно. Это креативно, но часто безответственно. Это множественно и ярко, но часто порождает взаимное безразличие. Начала - это хорошо, но их нельзя абсолютизировать. Наши жизни имеют завершения, хотим мы этого или нет. И наши истории тоже должны иметь завершения. Поэтому вопрос "а как это все закончится" не должен исчезать из наших радаров, даже в эпоху абсолютного креатива.
Комментарии