Фальсификация истории: от Ленина до Путина
Все советское время сочиняли историю, которой должны были гордиться потомки. Сочинять особо было нечего, поэтому воровали чужое. Путин продолжает начатое 99 лет назад дело
Две современные новости возвращают нас в недалекое прошлое – всего-навсего на 90-95 лет назад. Итальянская кинозвезда Орнелла Мути, вслед за Стивеном Сигалом изъявила желание получить российское гражданство. И вторая – в Москве, наконец, поставили памятник князю Владимиру.
Оба события с точки зрения российской пропаганды – величайшие за последние годы. А с точки зрения идеологической психоневротики, событие рядовое, уже однажды использованное большевиками, - пишет Олег Панфилов для "Радио Свобода".
Честно говоря, гражданство – это ответственность. Недаром при приеме в гражданство США надо принести клятву верности американскому флагу, а на самом деле – это взятие обязательств перед страной, которая тебя приютила, которая дает тебе возможность стать свободным человеком и развиваться. Поэтому проводятся и конкурсы, и испытательный срок, и лотерея счастья – грин-карта. Уже 86 лет правительство США предлагает самым активным людям стать частью американского мира.
В противовес ему созданный Путиным "русский мир" предлагает стать россиянином не молодым активным людям, имеющим потенциал развития – будущим конструкторам, инженерам, изобретателям и художникам, а людям с именами былой популярности. С трудом себе представляю, как в "мухосранскую" поликлинику стоят в очереди новые российские граждане Стивен Сигал, Орнелла Мути и уже старожил Жерар Депардье.
Вряд ли стоит сожалеть о том, что гражданами России становятся такие же безнравственные люди, как 86 процентов "ватников"
Политических мотивов совершенно никаких – вряд ли Стивен Сигал считает, что Россия свободнее США, а тем более, что США – беднее России. Мотив, кажется, совсем другой, примерно такой же, какой привлекал Альберта Риса Вильямса или Джона Рида, которые приезжали в ленинскую Россию в первые годы после большевистского переворота. Но они были социалистами, и их привлекала сказка о "всеобщем счастье", которое обещали российские коммунисты. Довольно быстро такие любопытствующие перестали приезжать в Советскую Россию, особенно, когда там стали строить ГУЛАГ и в лагерях оказались тысячи иностранцев.
Но – ездить это одно, а стать гражданином страны, которая постоянно воюет с соседями и нарушает международное право и в которой в тюрьмах сидят политзаключенные, а на улицах убивают журналистов и политиков – это другое. Если Стивен Сигал или Орнелла Мути знают об этом, то вряд ли стоит сожалеть о том, что гражданами России становятся такие же безнравственные люди, как 86 процентов "ватников".
Советская Россия и сам товарищ Ленин очень нуждались в признании, особенно после того как сами создали "железный занавес"
Но есть и реальная причина подобных событий – банальная пропаганда. Как распространявшаяся десятками тысяч экземпляров фотография Ленина и Христенсена, указанного на открытках, как "американский экономист, кандидат в президенты от реформистской части американских рабочих". Еще пропаганда любила использовать в огромном количестве фотографии Ленина и Герберта Уэллса, на которых вождь подпирает щеку ладонью и снисходительно глядит на британского журналиста и писателя. Советская Россия и сам товарищ Ленин очень нуждались в признании, особенно после того как сами создали "железный занавес" и стали впускать в страну только выгодных людей, с которыми можно сфотографироваться, а потом пропаганда сочиняла истории о том, как Запад "с интересом" наблюдает за "развитием" СССР.
Всю историю советской власти, включая почти 17-летний период правления Путина, сопровождает пропаганда, основанная на ограничении информации и вранье. Большевики построили чудовищную систему из лжи и насилия, но поскольку Ленин и прочие классики марксизма-ленинизма мечтали о "мировом пожаре", то всегда очень нуждались в сочувствии и признании. Они приветствовали любое любопытство: достаточно было фотографии, чтобы потом иллюстрировать сказку о "многочисленных друзьях".
Путин оказался точно в такой же ситуации – современная Россия пока не находится в полной изоляции, но уже близка к этому положению. Поэтому новому русскому вождю необходимо хотя бы какое-нибудь внимание – пусть это будет пенсионер американского кинематографа Стивен Сигал, сойдет и Орнелла Мути, когда-то сводившая с ума советских мужчин. Теперь эта "новость" о Мути распространяется на десятках тысяч российских сайтах, и у обычного механика МТС или почетного оленевода появился повод для гордости. Хочет ли на самом деле Орнелла стать одной из них и готова ли она стоять в очереди в поликлинику, уже никого не интересует. Пропаганда – великий двигатель российского общественного мнения.
Другой аналог – памятник князю с искаженным именем Владимир, хотя во всех исторических хрониках он значится как великий киевский князь Володимир (а если быть точнее, то "Володимѣръ"). История абсолютно ленинская – с той самой поры, когда героев определяла не история или общественное мнение, а список из Народного комиссариата просвещения.
По воспоминаниям Анатолия Луначарского, в 1918 году Ленин выдвинул программу развития монументального искусства и его мобилизации в качестве важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии. По всей Советской России, а затем и по всему Союзу стали ставить десятки тысяч памятников. А началось все 17 июля 1918 года, когда заседание Совета Народных Комиссаров под председательством Ленина обсудило вопрос "О постановке в Москве 50 памятников великим людям в области революционной и общественной деятельности, в области философии, литературы, науки и искусства".
2 августа 1918 года газета "Известия" опубликовала за подписью Ленина "Список лиц, коим предложено поставить монументы в Москве и других городах РСФСР". Список состоял из 66 имен. В разделе "Революционеры и общественные деятели" значились, к примеру, Спартак, Тиберий Гракх, Брут, Бабеф, Маркс, Энгельс, Бебель, Лассаль, Жорес, Лафарг, Вальян, Марат, Робеспьер, Дантон, Гарибальди. Уже к годовщине большевистского переворота, 7 ноября 1918 года в Москве стояли 12 новых памятников. Большинство из них были созданы из недолговечных материалов и быстро разрушались, но коммунисты спешили заменить историю России новыми героями. Когда появилась возможность, СССР начали заполнять бетонными и металлическими памятниками.
У Путина, как раньше и у большевиков, случился серьезный идеологический провал – отсутствие героев
У Путина, как раньше и у большевиков, случился серьезный идеологический провал – отсутствие героев. Когда-то в начале президентской карьеры он поддерживал память о "Белом движении", против которого выступили коммунисты, коммунистов он поддерживать не хочет – обидятся националисты, и тогда он начал искать героев в темном российском прошлом, а также по старой российской привычке стал воровать чужих.
Князь Володимир конечно никакого отношения к истории нынешней Российской Федерации не имеет. Он жил во времена, когда и России, собственно говоря, не было, как не было ни Москвы, ни Рязани, да и Московское княжество появилось только через 300 лет.
Все советское время историки сочиняли историю, которой должны были гордиться потомки. Сочинять особо было нечего, поэтому воровали чужое, скрывая происхождение своей истории. Путин продолжает начатое 99 лет назад дело фальсификаторов-ленинцев.
Нельзя сказать, что князь Володимир был идеальным правителем, скорее его фигура должна находиться в списке тиранов нашей эры рядом со Сталиным, но это уже другой вопрос и другая проблема – воровать нельзя даже чужих тиранов.
Copyright © 2016 RFE / RL, Inc. Перепечатывается с разрешения Радио Свободная Европа/ Радио Свобода