За чей счет Москва будет затягивать пояс?

Современная Россия в чем-то похожа на Украину образца Виктора Януковича. Главный вопрос в обеих ситуациях сводится с сакраментальному "за счет кого затягивать общий пояс"

В 2010 году Партия регионов получила страну, прежний формат которой себя изживал. Это сейчас мы следим за котировками цен на нефть и газ, но цены на главный украинский экспортный продукт – металлопрокат – стали падать еще до 2014 года. Именно тогда окружение Виктора Януковича столкнулось с классической проблемой, когда "всех" – много, а "всего" – мало, и нужно было решать, за чей счет экономить.

Именно тогда началась жесткая конкуренция между разными украинскими финансово-промышленными группами. Акулы побольше съедали хищников поменьше. Борьба за доступ к бюджету была бескомпромиссной. Прежние союзы распадались ради новых – еще более ситуативных и временных. Но если сводить ситуацию к самому генеральному обобщению, то оно будет простым. Экономия шла за счет самых широких слоев населения, а главным бенефициаром был приближенный к власти крупный капитал, - пишет Павел Казарин для "Крым. Реалии".

Но теперь в точно такую же полосу проблем входит Российская Федерация. Да, ее резервы на порядок масштабнее и колеблются в районе $400 миллиардов. Но это вовсе не значит, что Москва намерена тратить эти средства на покрытие бюджетного дефицита. Более того – в контексте событий последних двух лет эти резервы воспринимаются Кремлем как некий "неприкосновенный запас", который нельзя расходовать на оперативные нужды, а лишь на поддержание самой что ни на есть стратегической стабильности. А потому вопрос, за чей счет Москва будет затягивать пояс, остается актуальным.

Стратегия Минфина РФ проста – снижать госрасходы, уменьшать бюджетный дефицит, ограничивать рост денежной массы, снижать инфляцию и надеяться на лучшее

Сейчас цифры достаточно показательны: промышленный спад - 5%, потребление снизилось на 15%. Стратегия Минфина РФ проста – снижать госрасходы, уменьшать бюджетный дефицит, ограничивать рост денежной массы, снижать инфляцию и надеяться на лучшее. Но сами по себе эти меры не только блокируют экономический рост, но и сокращают доходы простых обывателей. И тут начинается самое интересное.

С одной стороны, мы видим, как власти России обещают выделить 200 миллиардов рублей на единовременные выплаты пенсионерам в размере 5 тысяч рублей – это компенсация за неиндексацию пенсий в нынешнем году. Но, с другой стороны, это все – часть предвыборной парламентской кампании. И что будет после нее – большой вопрос.

Мы привыкли говорить о том, что в современной стране именно граждане содержат государственный аппарат. Что бюджет складывается из кирпичиков персональных налоговых отчислений, которыми затем уже распоряжаются избираемые чиновники. Но эта формула не работает применительно к России. Потому что в этой стране все обстоит совсем иначе.

Главные доходы бюджета (порядка 45%) – формируются за счет нефтедолларов. Еще 25% – это доходы от импорта (с учетом того, что весь импорт закупается за счет средств, полученных от экспорта нефти, то это все та же "углеводородная статья"). Еще 10% складываются из налогов на добычу природных ископаемых и налогов на тех, кто привезенный импорт продает внутри страны. По словам главы экономической программы Московского центра Карнеги Андрея Мовчана, на выходе получается ситуация, когда до 90% бюджетных доходов формируются без участия широких слоев населения, а также без особенных интеллектуальных усилий.

Львиная доля населения России – это "социальная нагрузка" с точки зрения обитателей кремлевских кабинетов

При этом структура российского населения тоже довольно показательна. Более половины – это бюджетники. Порядка 14% – сотрудники силовых структур и члены их семей. В такой ситуации российский народ является не источником государственного благоденствия, а статьей расходов. Он не формирует бюджет своими налогами, а вытаскивает из него ресурс своими зарплатами. Львиная доля населения страны – это "социальная нагрузка" с точки зрения обитателей кремлевских кабинетов.

Эта ситуация – продукт "нулевых", когда растущие цены на нефть позволяли надеяться, что куда проще отказаться от любой диверсификации и модернизации и подсадить государство на нефтяную иглу. Попутно это гарантировало политическую стабильность за счет отсутствия не зависящих от государства социальных групп. Но как только цены на нефть стали падать – прежняя система существования начала разрушаться. А иной нет и не появится – взрослая и ответственная страна возможна лишь там, где подоходный налог формирует треть бюджета, а не исчезающе малые величины. К тому же, Кремлю не нужна ответственная страна по той простой причине, что такой стране могут не понадобиться нынешние обитатели Кремля.

В этом и состоит принципиальный тупик российской модели. Она онтологически не может развивать все, что меняет структуру доходов российского бюджета. Потому что снижение чиновничьего контроля, силового давления, рост конкурентоспособности и эффективности рискует родить ту прослойку в стране, которая будет понимать, что содержит госаппарат и в какой-то момент решит оспорить монопольную власть Кремля. Но сохранение нынешней структуры обязательно будет натыкаться на необходимость сокращать бюджетные расходы, экономя на населении, которое для государства остается статьей расходов, а не доходов.

Канализировать протестные настроения в подобном случае можно лишь с помощью неутомимых поисков внешних и внутренних врагов. Кстати, поздний Янукович тоже практиковал нечто подобное – и потому Партия регионов проводила "антифашистские марши" в областях еще задолго до того, как российские телеканалы взяли это слово на вооружение. Впрочем, самому Виктору Януковичу это в итоге не помогло. Вполне вероятно, что Кремль этот урок выучил и потому давит любую протестную активность в зародыше.

Но если вы, выбирая между "ужасным концом" и "ужасом без конца", предпочитаете второе, то это вовсе не значит, что в довесок вы не получите еще и первое.

Copyright © 2016 RFE / RL, Inc. Перепечатывается с разрешения Радио Свободная Европа/ Радио Свобода

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A

Комментарии

1

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Наші автори
Егор Стадный Директор аналитического центра CEDOS
Александр Полищук Военный дипломат, аналитик Фонда "Майдан иностранных дел"
Андрей Таицкий Преподаватель английского языка. Работает во Вьетнаме
Сергtй Тарута Народный депутат, лидер партии "Основа"
Вероника Мудрая Председатель общественной организации "Белая Лента"
Погода