"Сиротка" Савченко или Украинцы в первом поколении

Да, по обе стороны баррикад Майдана люди стояли за ценности. Но с одной – за право тиранов пытать и убивать. А с другой – за право народа восстать против тиранов. Мы отличаемся в базовом понимании Добра и Зла, и уже не первый век

"Антимайдан стоял за то же, что и Майдан", - говорит Герой Украины Надежда Савченко.

"Мы избегаем в эфире употреблять слова вроде "наши защитники", говорим "правительственные войска", - журналист Анастасия Станко.

Распространенные в медиа и с недавних пор транслируемые через Савченко месседжи о "там-тоже-люди", "между-нами-нет-разницы", "мы-все-хотим-одного" при якобы "правдивости" на самом деле являются ложью высшего сорта - "лукавой правдой".

Почему у людей, которым хватило мужества на революцию, войну и стойкость в плену, в головах каша из несовместимых понятий, взаимоисключающих ценностей и нелепых представлений?

Но чтобы преодолеть эту ложь, стоит разобраться, почему же она так распространена? Почему тысячи наших - тех, кто еще вчера были с нами на Майдане и в окопах Восточного фронта, несли миру правду - сегодня радостно глотают эту вражескую "жижу" и тем самым дают подцепить себя на крючок Путина, Мертвечука и компании? Почему у людей, которым хватило мужества на революцию, войну и стойкость в плену, в головах каша из несовместимых понятий, взаимоисключающих ценностей и нелепых представлений?

И наоборот - почему для части людей, ошибочность и пагубность подобных псевдо-гуманистических и псевдо-либеральных конструкций очевидна?

Все довольно просто. Мы просто живем в разных исторических контекстах, и это объясняет мировоззренческую разницу.

Для Нади, Насти и тысяч подобных Украина началась 25 лет назад. Началась по непонятным причинам (ну вот был Совок, а потом взял да и распался, пришлось стать Украиной...) и неизвестно зачем. А украинская нация вообще началась 2 года назад, когда они, молодые и прекрасные, героически вышли на Майдан творить историю - ту самую, которую никогда не учили.

В такой парадигме цель революции сводится к "свергнуть Януковича, потому что достал". В лучшем случае - к решению острых общественных вопросов очень короткосрочной перспективы ("налоговая реформа + дерегуляция бизнеса").

А война становится вообще не до конца понятной. Сначала она частично оправдывается "защитой завоеваний революции", а дальше вообще превращается в "войну за Пороха против Путина", которые "друг друга стоят", что как не крути, выглядит тупым братоубийством...

В этой парадигме логично в определенный момент "прозреть", начать называть вчерашних защитников Родины "правительственными войсками", коллаборантов оккупационной армии - "армией ДЛНР", потом "героически" завопить "Долой войну, да будет мир!" и броситься в объятия "таким-же-людям" по ту сторону линии фронта.

Надя и Настя - "сиротки". Как говорил Михаил Ломоносов, "сами себе предки", украинцы в первом поколении.

И страну, и нашу войну они видят взглядом человека, который сам себя первый изобрел, чем есть Украина и украинцы, до которого здесь не было ничего стоящего и достойного, и который "с нуля" балуется в созидание государства и нации в пределах своего образования и интеллекта.

При таком взгляде два года войны выглядят едва ли не вечностью. И несколько раз сменить за эту "вечность" свои взгляды, убеждения, разделение на своих и чужих – вещь вполне естественная.

За кадром при подобном ракурсе остаются "мелочи" - несколько веков истории, несколько десятков миллионов смертей, и несовместимость двух общественно-политических Традиций. Именно с большой буквы, в сакральном смысле - ведь на самом деле именно за них из поколения в поколение умираем и убиваем мы, украинцы, и наши оппоненты с Северо-Востока.

Война началась не в 2014-ом. Это - древняя война двух Традиций, Ордынской Вертикали и Киевского Веча

В отличие от Нади и Насти, для меня эта война началась не в 2014-ом. Это - древняя война двух Традиций, Ордынской Вертикали и Киевского Веча.

Разница позиций наметилась еще в княжеские времена, когда свободолюбивые киевляне пять раз подряд собирали Майдан, и гнали из города "живого и легитимного" Юрия Долгорукого, а тот отсиживался в болотах Московии, строил там остроги и "вертикаль", искал повод для интервенции.

Окончательно эта разница выкристаллизовалась позже, когда окончательно стали самостоятельными отдельными народами бывшие славянские племена. Мы вместе с белорусами стали нациями Литовских Уставов, то есть нациями европейской правовой культуры, римского права и чуть позже "общественного договора". А северо-восточные соседи окончательно утвердились как нации ордынской Ясы, ясака и восточной деспотии.

И именно тогда между этими взаимоисключающими Традициями началась война на уничтожение. Потому каждый народ должен жить только в одной Традиции, в одной правовой культуре, и культура Орды начала свое четырехвековое наступление на Запад. То самое наступление, очередной порыв которого мы в 2014-ом временно остановили по Северскому Донцу и Кальмиуса.

Культура Орды породила Ивана Четвертого, который истребил населения "прозападных" Пскова и Новгорода – крайних северных форпостов киевской вечевой Традици.

Тем временем культура Уставов породила "вольности казацкие", от первых соглашений между реестровцами и Речью Посполитой до "Статей" Пилипа Орлика. К сожалению, наши предки – казаки были по-европейски наивными, и заключая Переяславские статьи ошибочно исходили из единых привычных им политических принципов - принципов "контракто социале", соглашения между властителем и народом, в котором обе стороны ограничены взятыми обязательствами.

Это непонимание различия Традиций стоила им дорого - от вырезанного Петром Батурина до депортированного Екатериной Сечи. Но по крайней мере они не без боя сдали свои "вольности", дописав в историю войны Традиций яркие строки обороны прав и свобод.

В более близкой ретроспективе все еще очевиднее.

Первая мировая война дала шанс на реванш украинцам, и на сцену истории вышли наши прямые предшественники – создатели и защитники УНР.

В отличие от княжеских или казацких времен, между нами и бойцами столетней давности нет ни одного "пустого места" или промежутка – есть непрерывный ряд добровольцев нашей Традиции, "воинов света, воинов добра" в каждом поколении от УНР до Майдана и Восточного Фронта.

В отличие от Нади и Насти, я не считаю себя первым и уникальным – и это очень меняет картину мира. Я всего лишь подобрал флаг, впервые поднятый безымянным студентом, погибшим под Крутами. Погибшим, на первый взгляд, за таких же ничтожеств, что и наш сегодняшний руководитель, а на самом деле – за победу нашей Традиции права, достоинства и свободы.

До меня этот флаг побывал во многих руках. Его нос навстречу красным карателям восставший крестьянин на Черкасщине. Прятал от польских полицаев галицкий студент из УВО. Поднимал на захваченном райкоме партизан УПА. Хранил от КГБшных обысков мой прямой, непосредственный предшественник и учитель – диссидент-"шестидесятник".

В конце концов, где-то в горбачевские времена я сам и мои сверстники подросли достаточно, чтобы поднять этот флаг на митингах и студенческой голодовке, пронести его на баррикадах Вильнюса и Москвы.

И вот именно тогда нашими руками, а отнюдь не "само по собе", произошла по мнению Путина, "крупнейшая геополитическая катастрофа" - Совок подрозвалился. И показалось, что ордынская Традиция наконец проиграла войну.

Московская Традиция восточной деспотии не менее живучая, чем наша Традиция свободы

К сожалению, московская Традиция восточной деспотии не менее живучая, чем наша Традиция свободы. Война Традиций загорелась снова. Первые бои прозвучали на окраинах Империи, и мы несли наш флаг на фронты Грузии и Чечни. А слепые украинцы не верили, что завтра фронт приблизится к нам.

Не верили, потому что не понимали самой сути этой войны и неизбежности ее последнего, решающего поединка. К сожалению, Настя, Надя и тысячи с ними не хотят понять этого и сейчас – не хватает исторического кругозора...

Между тем наши враги прекрасно это осознают и даже прямо формулируют. Для них очевидно, что они не сами по себе – за ними Традиция, за ними также поколения предшественников.

И вот в этом смысле мы с ними действительно одинаковые. Только вот Традиции очень разные.

За ними чекисты и расстрельные команды НКВД с заполненными трупами подвалами – за нами атаманы Холодного Яра, которые даже в стенах Лукьяновки ухитрились дать палачам последний бой, и партизаны УПА, которые рискнули начать войну одновременно против двух крупнейших тиранов века.

За ними парткомы, КГБ, тонны доносов – за нами написанные в лагерном бараке стихи Стуса и майские чтения стихов под памятником Шевченко, из которых каждый раз кто-то шел прямо на этап, но каждую весну на его место заступал следующий.

В конце концов, на их стороне поджигатели чеченских аулов на броне с красными флагами, на нашей – добровольцы УНСО...

И лишь после всего этого как логические завершения каждый своего "эволюционного ряда" – собственно мы, с нашими коктейлями по одну сторону баррикад, и вооруженный "беркут" с титушней по другой.

Да, по обе стороны баррикад люди стояли за ценности, но далеко не за одни и те же. Они – за право тиранов пытать и убивать. Мы – за право народа восстать против тиранов и навеки лишить кого-то права убивать и пытать. Мы отличаемся в базовом понимании Добра и Зла, и уже не первое столетие.

Так выглядит война Традиций. Война, в которой Майдан – лишь один эпизод, далеко не самый яркий и не самый трагичный.

Мы – всего лишь одни из столетнего ряда – не более. Но и не менее. А еще у нас таки есть шанс стать в этом ряду последними – если победим.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

1

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи