Трамп хочет сдать мир Путину
Выбирать между Клинтон и Трампом - все равно, что между туберкулезом и раком
Я расценивал, как катастрофы, обе победы Обамы на президентских выборах. Причем если первая еще носила оттенок стихийного бедствия, вызванного сочетанием неблагоприятных факторов (главным из которых стал кризис 2008 года), то вторая уже выглядела сознательным самоубийственным идиотизмом. Но даже я, несмотря на регулярно оправдывающуюся привычку ждать худшего и не надеяться на человеческую разумность, никак не ожидал, что гораздо более страшной катастрофой, чем любой обама, может стать республиканский кандидат. - Пишет обозреватель Юрий Нестеренко в американском издании "7 дней".
Хотя так оно обычно и бывает. Появляется какой-то клоун, безграмотный популист-демагог, которого никто не воспринимает всерьез. Карикатуристы рисуют на него шаржи (неосознанно поднимая его популярность), СМИ, падкие до бесплатных шоу, охотно демонстрируют его и транслируют его заявления (с тем же результатом), серьезные политики лишь брезгливо морщатся и машут рукой, считая само упоминание данного персонажа дурным вкусом.
Плюс сто очков, если к клоунским речам добавляется еще и соответствующая внешность и манеры
Плюс сто очков, если к клоунским речам добавляется еще и соответствующая внешность и манеры. А меж тем, чем глупее и невежественнее эти речи, чем меньше в них скучного здравого смысла и чем больше, соответственно, истерического пафоса, чем большее раздражение они вызывают у истеблишмента – тем стремительней они завоевывают популярность в низших слоях общества, у самой примитивной части электората, любящей простые ответы на сложные вопросы и не любящей тот самый истеблишмент, каковой эта часть винит во всех своих бедах.
А затем и люди поумнее, хотя и все еще брезгливо зажимая нос, говорят себе: "Да, конечно, этот парень неотесанный и несет много чуши, но с другой стороны он говорит и вещи, которые в этой стране никто больше не осмеливается сказать. Все, что ему нужно – это грамотные советники и соратники, и почему бы одним из них не стать мне?" А там уже и кое-кто из того самого истеблишмента начинает рассуждать: "А парень-то идет в гору, и если вложиться в него сейчас, это может стать очень неплохой инвестицией…" Плюс сто очков, опять-таки, если все это происходит на фоне кризиса, внутреннего или внешнего, когда потребность в простых решениях и неудовлетворенность текущим положением дел особенно высока. И вот вам, пожалуйста, Шариков (Гитлер, Жириновский, Трамп), ешьте его с кашей.
У Гитлера, как мы знаем, получилось. У Жириновского не очень – так и остался клоуном на подтанцовках, уступив дорогу бледной чекистской моли (тоже, впрочем, сделавшей себе популярность на риторике в стиле "замочим в сортире, вопрос закрыт!"). Трамп больше напоминает Жириновского, но это совсем не значит, что у него не получится. Пока что, увы, тенденция прямо противоположная, и опасность, еще недавно казавшаяся фантастической, у нас на глазах становится более чем реальной.
Мы слишком долго жили в уверенности, что фашизм в Америке невозможен. В Германии – ну, против исторических фактов не попрешь, в России это вообще естественное состояние на протяжении всей истории (кроме советского периода, который был еще хуже), но только не у нас, в цитадели демократии. Меж тем, если кандидатом от республиканцев станет Трамп, мы получим, как ни парадоксально, классическую российскую ситуацию: выборы без выбора.
Вялая и бездарная политика Обамы, внутренняя и внешняя, разочаровала многих
Не потому, что результаты будут сфальсифицированы – этим мы от России, столь симпатичной Трампу, все-таки пока еще отличаемся – а потому, что кандидата, за которого можно голосовать, на них не будет в принципе. Выбор между Клинтон (или социалистом Сандерсом) и Трампом – это не то что не выбор между хорошим (или хотя бы приемлемым) и плохим, это даже не выбор между плохим и ужасным. Это выбор между двумя смертельными болезнями. Между туберкулезом и раком легких, где рак – это Трамп. Шансов вылечиться при туберкулезе все-таки больше. Но, согласитесь, просьба "мне, пожалуйста, туберкулез" звучит как-то странно.
Особенно – совершенно на ровном месте. Вялая и бездарная политика Обамы, внутренняя и внешняя, разочаровала многих, и шансы республиканского кандидата – любого! – выглядели просто блестящими. Уверен – и Маккейн, и Ромни сейчас победили бы с большим отрывом. Да, повторно выставлять проигравшего президентскую гонку у нас не принято, но казалось бы – мало ли у "слонов" других достойных фигур? И тут, расталкивая их всех локтями, вылезает Трамп. Взрывая такие навозные пласты американского общества, о существовании (и глубине!) которых, подозреваю, многие и не догадывались. Например, согласно опросу YouGov, 20% избирателей Трампа осуждают… декларацию Линкольна об освобождении рабов! (Треть – одобряют интернирование американских японцев во время Второй мировой, еще примерно столько же хотят запретить въезд в США гомосексуалистам.)
На самом деле не все, что говорит Трамп (в том числе про мусульман и нелегалов) – чушь, и этим-то он и опасен. Фашизм не возникает на пустом месте. Фашизм – не чума, как врали советские пропагандисты, а аллергическая реакция. Когда общественный организм утрачивает нормальную иммунную реакцию на причиняемый вред, он или гибнет от иммунодефицита, или рано или поздно реагирует фашизмом. Фашизм ХХ века был аллергической реакцией на неподавленный вовремя коммунизм. Современный – на "политкорректность" и "мультикультурализм", новую инкарнацию все тех же разрушительных левых идей. И нельзя окончательно победить фашизм, пока не побеждены порождающие его причины. Но и сам он – не лекарство, а болезнь.
Чем грозит победа Трампа? Главная беда даже не в том, что он фашист – уничтожить американскую демократию все же не так-то просто – а в том, что он – невежественный самовлюбленный дурак. Эти качества часто сочетаются, а в политике их сочетание особенно гибельно. И даже это Америка и мир могли бы пережить, будь обстановка на планете более спокойной. Но именно сейчас, в условиях системного кризиса, вызванного российской агрессией, Трамп станет катастрофой даже не национального, а планетарного масштаба. Ядерную войну он не развяжет – но не потому, что у него хватит ума этого не делать, а потому, что при нем Америка вообще прекратит существование как мировая держава.
Результатом может стать общемировой хаос, панъевразийская война за передел мира с участием России
Трамп хочет сдать мир Путину (при полной импотентности европейских политиков, неспособных этому противостоять), закуклиться в самоизоляции и строить американский вариант чучхе. С понятными последствиями, в том числе и для экономики. Результатом может стать общемировой хаос, панъевразийская война за передел мира с участием России (которая так или иначе развалится, но крови перед этим может пролить изрядно), Китая и суннитских и шиитских альянсов. ЕС будет уничтожен если не прямым российским вторжением, то волнами беженцев. Снова полыхнет арабо-израильская война, а может – и индо-пакистанская, с применением ядерного оружия… И мы за новой "доктриной Монро-Трампа" тоже не отсидимся – экономический кризис, протестные выступления и вероятные попытки Трампа давить их силой сделают вероятным и распад США.
На самом деле, скорее всего, этого не случится. Напуганные угрозой Трампа, даже многие симпатизанты республиканцев проголосуют за демократа. И мы получим новую инкарнацию Обамы, только уже окончательно протухшую и бездарную. Америка не самоустранится от своей мировой роли на словах, но ничего не будет делать на практике – а мировой кризис никуда не денется.
Поэтому самой важной задачей сейчас является остановить Трампа, остановить любой ценой.
Перепечатывается с разрешения редакции "7 дней"