Юля почуяла запах крови досрочных выборов
Все политики будут убеждать, что нужен сильный президент. Но это будет только новая перестановка "смотрящих"
Вчерашнее интервью Юлии Тимошенко на одном из каналов отбросило нас на 10 лет назад. По ее риторике было понятно, что Юля, как гончая собака, услышала запах крови досрочных выборов. А это все, что ей нужно. Ее энергетика говорила: "На этот раз не совершайте ошибку. Есть я и только я".
В ситуации с Януковичем у нее была подобная ситуация. Она имела возможность прийти на выборы, соскочив из коалиции в оппозицию. Но Тимошенко пошла на выборы с Януковичем, потому что не смогла отказаться от привлекательного кресла премьер-министра. При этом проиграла 2%.
Сейчас наблюдаем римейк. Юля понимает, что предвыборную кампанию надо начинать с выхода из коалиции. Иначе никак. Теперь подобная дилемма и перед "Самопомощью". С Ляшко ситуация несколько иная. Когда он увидел, что небо на него не падает, решил, что можно играть дальше. Неудачная попытка отставки Яценюка показывает, что и БПП неоднороден.
Коалиция уже нецелостна. Она как "конек без ноги". Хотя скоро он может стать уже и без двух ног
Независимо от того, что произойдет, для общества важно требовать новых правил игры. Нужен новый закон о выборах. Будет сопротивление со стороны Администрации президента. Им выгодно иметь смешанную систему, которая дает мажоритарщиков, голосующих за власть.
Нужно менять систему. Но это не означает смену Порошенко на Тимошенко или на кого-либо другого. Необходима совершенно иная роль президента. Нужна парламентская республика с функциями президента, который не сможет больше пускать метастазы в исполнительную власть. Должно быть очень четкое разделение ветвей власти. Новый закон о выборах, который предоставит доступ к политике новым политическим силам. Люди должны контролировать и ограничивать финансирование, манипуляции.
Сейчас происходит зомбирование. Плюс еще принят закон о партийной диктатуре. С одной стороны, нас толкают в новые выборы, а с другой, у нас нет практически шансов, что придут лучшие общественные активисты, здоровые силы. Если не заработает закон о финансировании, если не ограничат телевизионную рекламу. Надо регулировать эти вещи, чтобы была возможность для новых политических сил пройти этот путь. Но что-то мне подсказывает, что властные силы сейчас будут меньше заниматься этими изменениями.
У нас президент до сих пор воспринимается как генеральный секретарь
Сейчас коалиция уже нецелостна. Она как "конек без ноги". Хотя скоро он может стать уже и без двух ног. Конечно, туда можно колеса приделать из внефракционных депутатов. Варианты возможны. Но новая коалиция долго не протянет.
Имея в течение 25 лет 5 очень разных президентов и 17 премьеров, наблюдаем лишь одну тенденцию - коррупция только растет. Мы должны сделать то, что и все успешные парламентские республики, - все разделить. Институт президента не гарант отсутствия коррупции. Ветви власти не могут переплетаться.
У нас президент до сих пор воспринимается как генеральный секретарь. Он не может что-то в Минске обещать, ведь это все требует согласования. В Украине наблюдается сколиоз вертикали власти. Во главе президент, и он назначает своих министров, прокуроров, контролирует, вмешивается не в свои дела. Нет закона о президенте, вообще не понятна роль Администрации, попытки поставить префектов.
Каждый президент говорит, что будет отказываться от полномочий. Один только Янукович просто сказал, что заберет все себе, потому что нужно делать реформы. Изменения нужно начинать с президента. Чтобы выработать правила игры, должен быть общественный договор, проект новой Конституции. Нельзя изменить функции президента, сделать его европейским парламентским, а все остальное оставить как есть, с теми судами, зависимостью контролирующих органов от того, кого они контролируют.
Хорошо бы перед выборами украинцы сказали "стоп, стоп, стоп". Давайте мы скажем, каким критериям должен отвечать власть
Хорошо бы перед выборами украинцы сказали "стоп, стоп, стоп". Давайте мы скажем, каким критериям должен отвечать власть. Заключим общественный договор. Но он не может быть подписан при нынешнем президенте или парламенте.
Европейский опыт показывает, что такой договор прописывают люди, которые специально выбираются, - профессиональная ассамблея. Затем они несколько лет не занимают никаких должностей. Без этого, из водоворота системных кризисов мы не выберемся.
На месте президента было бы очень круто это инициировать. Начать можно с закона об импичменте. Но у президента нет желания выйти из вертикали власти. Сказать, что он не генеральный секретарь. Мол, выбирайте правительство, а я буду гарантом ваших прав, целостности страны, главой государства и, главное, не буду ассоциироваться ни с одной политической партией. У меня будут надзорные функции. Все политики будут убеждать, что нужен сильный президент. Но это будет только новая перестановка "смотрящих".
В бывших социалистических странах изменения в системе произошли. Там того требовал Еврозоюз. У нас ситуация иная. Этого требует общество. Люди выбивают "вату" из голов политиков. Требуют изменений, борьбы с коррупцией. Это чудо. У нас нет экономики, нет системы правосудия, но есть сообщество, которое удивляет всех. Это большой потенциал.
Олег Рыбачук, специально для Gazeta.ua