Что забыли обсудить Папа Римский Франциск и Патриарх РПЦ Кирилл?
В день встречи Папы Римского с Патриархом РПЦ физики установили абсолютно фундаментальное явление: присутствие гравитационных волн во Вселенной
Религиозные деятели забыли обсудить фундаментальные основы Вселенной
Совместное заявление главы РПЦ Кирилла и Папы Римского Франциска, сделанное на Кубе, стало темой для обсуждений в соцсетях. Украинские блогеры возмутились тем, что в заявлении, которое касалось войны на Донбассе, этот конфликт рассматривался исключительно как внутренний, а вторжение России в нем даже не было упомянуто. Чего еще не заметили и что на самом деле должны были обсуждать Папа Римский и глава РПЦ Кирилл — мнение Леонида Радзиховского для "Апострофа".
Я бы отметил несколько аспектов. В документе, который подписали Папа Римский Франциск и глава РПЦ — патриарх Кирилл, есть некоторые положения, которые мне кажутся достаточно естественными для священников, но спорными для людей, не принадлежащих той или иной религии. В частности, там говорится о секулярном государстве. То есть не религиозном, а светском государстве, которое ограничивает права верующих. Но это не верно. Права верующих административно нигде не ограничиваются. Нигде ведь нет государственного атеизма. Другое дело, что и права верующих не получают государственной поддержки. Государственной религии тоже нигде нет. Но не давать государственную поддержку и ограничивать права — совершенно разные вещи. Впрочем, с точки зрения церковных начальников, такое заявление вполне естественно.
Написано в этой декларации о братской любви католиков и православных
Но важнее не то, что написано в этой декларации, а сам факт встречи и первая, почти ритуальная, фраза там сказанная — о братской любви католиков и православных, о том, что они принадлежат к единой религии; и что разделение между ними вторично, а общность — первична. Не знаю, какое это имеет значение для католических стран, но думаю, что почти никакого, поскольку католиков по всему миру около 1 млрд, и они, наверняка, очень мало думают о православных. Особенно в Латинской Америке, где встреча и происходила. Там вообще православных почти нет. А вот для России это имеет огромное значение.
В условиях совершенно хулиганской антизападной истерики, которая уже не первый год идет в российских СМИ, тот факт, что патриарх Кирилл торжественно признал братство с западной религией, католицизмом — очень важный и существенный момент для многих православных. Особенно на фоне той телевизионной ереси и бесовщины, которая заливается на несчастных российских граждан 24 часа в сутки. В этом смысле встреча очень важная. Да, мозги людям она не повернет, таких чудес, в принципе, не бывает. Но это максимум, что мог бы сделать в этой ситуации Кирилл, что совершенно неожиданно.
Но в этой встрече, с моей точки зрения, есть еще один момент. Практически в тот же день физики установили абсолютно фундаментальное явление: присутствие гравитационных волн во Вселенной. Для истинно религиозного человека, не важно к какой конфессии он принадлежит, наличие простых и постижимых человеческому уму законов природы, описанных законами человеческой логики и математики, является фундаментальным свидетельством гармонии и разумности мира. И имеет гораздо большее отношение к самой идее религии, чем любые политические, социальные, культурные и тому подобные проблемы.
Странно, что они не подняли голову и не посмотрели на звездное небо, которое, по их понятиям, сотворено Богом
И довольно смешно, что люди, которые претендуют на роль ведущих религиозных деятелей, говорили о чем угодно — о важных, несомненно, вещах, но совершенно не заметили такого пустячка. Странно, что они не подняли голову и не посмотрели на звездное небо, которое по их понятиям сотворено Богом, а по понятиям ученых описывается простыми математическими формулами. То есть человеческое познание изоморфно Вселенной. Это фундаментальный факт для любого мыслящего человека. Масштаб не сопоставим. И этот масштаб человеческого познания религиозные лидеры не заметили.
Спускаясь с неба на землю и обращаясь к политике, а также социальным вопросам, эта встреча все же имеет больше положительное значение.
Перепечатывается с разрешения редакции "Апострофа"