Когда у Кремля закончатся деньги: грозит ли России развал?

На уровне разговоров иные местные начальники крутят пальцем у виска и говорят, что "Москва умом повредилась"

Когда у Кремля закончатся деньги: грозит ли России развал?

В России всегда любой экономический кризис приобретает географическое измерение. Так происходит потому, что экономика очень централизована: все деньги идут из Москвы. Это такой принцип организации политического пространства — пусть районы будут победнее, но зато зависимыми. Сами регионы мало чего могут заработать. Поэтому у нас меньше 10 регионов-доноров и, соответственно, из 85 субъектов федерации минимум 76 — это реципиенты, те, кто в той или иной степени получают дотации от федерального центра. Поэтому, конечно, они должны смотреть в рот Кремлю. Что и делают. - Пишет российский политолог Дмитрий Орешкин для Апостроф

Больше половины регионов в преддефолтном или даже дефолтном состоянии

Но, если у Кремля кончатся деньги, то местные власти испытают двойной стресс. С одной стороны, Кремль требует от них выполнения каких-то социальных обязательств, в том числе тех обещаний, которые Путин раздавал в 2012 году, а с другой стороны — денег-то нет, но больше половины регионов в преддефолтном или даже дефолтном состоянии. Поэтому местному руководству приходится объясняться со своим населением.

Объясняется оно традиционным путем: "Москва не дает". Такие обращения очень хорошо подтверждают тезис, что кризис приобретает географическое измерение. "Москва во всем виновата".

По большому счету, в этом есть своя логика, но она мультиплицируется: "мы здесь страдаем, а Москва как сыр в масле катается за наш счет." Что не совсем верно, но для людей это уже значения не имеет, им надо кого-то назначить виноватым. Вот они такого виноватого видят в Москве.

Поэтому, теоретически, каждый регион начинает нервничать и склонен обвинять Москву. Но надо иметь в виду, что и в Российской Федерации, и в Советском Союзе в последнюю очередь начинают обвинять Москву самые депрессивные регионы, потому что они сильнее всего зависят от дотаций. Когда распадался СССР, больше всего претензий к Москве было у прибалтов, достаточно продвинутых в экономическом смысле.

В Российской Федерации, и в Советском Союзе в последнюю очередь начинают обвинять Москву самые депрессивные регионы

Сейчас себя неплохо чувствуют регионы, которые могут увеличивать добычу нефти, которые занимаются производствомсельскохозяйственной продукции, потому что обозначилась ниша на месте вытесненного импорта - украинского, турецкого и так далее, и регионы, связанные с военно-промышленным комплексом, потому что Путин очень много выделяет из бюджета на оборону и, что самое интересное, этот бюджет не режется. Поэтому все, кто производит военную технику, кризиса пока не чувствуют.

Что касается конкретно Чечни, то она на 80% дотационна, поэтому последнее, что будет делать, — бороться за экономический суверенитет, ей это совершенно невыгодно. Теоретически, есть нефть, которую можно добывать, но у нее для этого нет ресурса, ей гораздо проще и выгоднее получать деньги из Москвы. Я думаю, что в значительной степени это пропаганда. Но ситуация сложнее: Кадыров действительно готов, в чем есть парадокс кадыровской вертикали. Он фактически создал суверенное государство, в котором есть свое право, своя экономика, хоть и дотационная, но он добился того, что его фактически не контролируют. Из центра никто не смеет просить отчета о том, как он тратит деньги. А Кадыров их тратит так, как ему удобно. Он хорошо устроился. Но говорить о том, что он готов к отделению, — смешно.

Что касается остальных регионов: на уровне разговоров иные местные начальники крутят пальцем у виска и говорят, что "Москва умом повредилась". Ну, а что они могут еще сделать? Денег у них нет, а Москва им сильно не дает. Просить-то они могут сколько угодно, но если будут выступать — это может означать конец их политической карьеры.

Иные местные начальники крутят пальцем у виска и говорят, что "Москва умом повредилась"

Так что это все пока область пропагандистских рассуждений. Хотя сама по себе система вертикальной и унитарной путинской власти очень жесткая, она недостаточно адаптивна, создает сама потенциальные риски распада. Если ситуация в экономике не наладится, и если нельзя будет опять покупать лояльность регионов за счет их дотационного снабжения, то рано или поздно будет высказана претензия по отношению к Кремлю: что же вы, господа?

А действительно, что делать губернаторам? Им надо отвечать, а денег для этого нет. И нет возможности самим заработать, потому что инициатива жестко находится под контролем у Москвы. С другой стороны — они сами не очень инициативны, потому что находятся в рамках системы региональной коррупционной скупки лояльности: им дают бюджет, они им распоряжаются, и Кремль сквозь пальцы смотрит на их деятельность в регионе. Всех все устраивает.

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

3

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі