Статья на сайте The Economist
Андрей отбывал наказания в тюрьме за убийство в Ивановской области России, когда пришли армейские вербовщики и предложили ему хорошее жалованье и помилование в обмен на шесть месяцев службы. Через две недели после прибытия на фронт он подорвался на мине, потерял ногу и был спасен украинскими солдатами.
"Если бы я знал последствия, я бы не пошел в армию", - сухо говорит он.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Украинская армия давит на российские позиции. Будет прорыв" – британский подполковник
Сейчас он читает криминальный триллер в лагере для военнопленных под Львовом, надеясь, что его скоро обменяют.
Шансы Андрея хорошие. После того, как российские солдаты попали в плен, они проходят через ряд центров содержания под стражей, прежде чем попасть в этот лагерь для военнопленных. Посетителей просят не раскрывать его точное местонахождение. Прибытие сюда означает, что вероятным следующим шагом будет обмен, если только допрос украинских спецслужб не подтвердит причастность военнопленного к военному преступлению.
Некоторые российские военнопленные просят не возвращать их в Россию
Некоторые заключенные просят украинские власти отложить их обмен до истечения срока действия их военных контрактов, чтобы их не заставляли идти снова воевать. Некоторые просят вообще не возвращать их. Но тогда они должны оставаться под стражей до окончания войны.
Количество военнопленных колеблется. Официальные цифры не приводятся. Акилле Депре, представитель Международного комитета Красного Креста, который стремится посетить как можно больше военнопленных, говорит, что он посетил 1500 человек с обеих сторон, но знает, что "еще тысячи не видел".
Львовский лагерь - образцовый. В соответствии с Женевскими конвенциями военнопленные не запираются в камерах. Кшиштоф Яновский из Управления Верховного комиссара ООН по правам человека говорит, что условия в лагере "в прошлом не вызывали никаких серьезных проблем" и "со временем постоянно улучшаются". Как разрешено конвенциями, на работу пускают рядовых солдат. В одной комнате мужчины сидят вокруг стола, склеивая сумки для покупок. Они также делают садовую мебель. Офицеров не заставляют работать, но они здесь "редкие птицы", говорит Петр Яценко, писатель, ставший пресс-секретарем Украинского координационного штаба по обращению с военнопленными.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Есть три сценария завершения войны в Украине" - Юрий Пойта
По словам Яценко, типы заключенных, проходящих через лагерь, разные. Когда началось вторжение 2022 года, прибыли в основном солдаты из Донецкой и Луганской областей. Во второй волне было много наемников из ЧВК "Вагнера". Теперь, по его словам, примерно треть военнопленных - заключенные, завербованные в так называемые штрафные батальоны "штурм-z", треть - мобилизованные, а треть - регулярные солдаты.
Во Львовском лагере многие российские военнопленные выглядят намного старше своих лет. Многие из завербованных из тюрем были больны и слабы, и "очень трудно поверить, что они могли быть полезны, кроме как в качестве артиллерийского мяса", - говорит Яценко. Российская армия начала вербовку в тюрьмах в начале года, поскольку ее отношения с ЧВК "Вагнер" ухудшились. Но он говорит, что "Вагнер" уже взял наиболее приспособленных зеков. Он говорит, что большинство российских военнопленных проводят в Украине в среднем "месяцы", но многие украинцы, возвращающиеся из России, находятся там больше года. До трети вернувшихся украинцев числятся "пропавшими без вести", потому что Россия не делится с Украиной информацией о своих заключенных.
92% тех, кто был в плену у россиян, утверждали, что подвергались жестокому обращению или пыткам
В марте ООН опубликовала резкий отчет о военнопленных. Ее команды имели полный доступ в центры содержания в Украине, но не в России и не на оккупированных территориях. Ее информация об условиях содержания заключенных в руках россиян поступала от освобожденных заключенных. На основании нескольких сотен интервью было установлено, что 92% тех, кто был в плену у россиян, утверждали, что подвергались жестокому обращению или пыткам. В то время как эта цифра составляла 49% для военнопленных в Украине. По словам Депре, момент наивысшего риска жестокого обращения обычно наступает "в первые часы после задержания". По словам Яновского, "с российской стороны жестокое обращение продолжается на протяжении всего задержания". В гораздо меньшей степени это относится к российским военнопленным в Украине.
Во львовском лагере большинство опрошенных военнопленных сказали, что с ними не обращались плохо, но украинские чиновники присутствовали почти на каждом обсуждении.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Запад будет усиливать нашу обороноспособность" - Владимир Горбач о саммите НАТО
В Украине военнопленным разрешается время от времени звонить домой. Когда они звонят, то могут попросить семью прислать деньги, чтобы купить сладости, кофе и туалетные принадлежности в тюремном магазине.
"Я жив. Я в порядке. В Украине. В тюрьме, но со мной хорошо обращаются", - сказал Алексей из Липецка, прибывший в лагерь несколькими часами ранее.
"Я искала тебя!", - сказала его мать.
Многие военнопленные верят российской пропаганде
По словам Яценко, многие военнопленные верят российской пропаганде, что они ведут справедливую войну против "фашистов". Но, по крайней мере, некоторые спрашивали, почему они оказались здесь.
"Я думаю, эта война ни к чему. Я хочу домой", - говорит Кирилл из Тульской области.
Перевод Gazeta.ua




















Комментарии